Философия и методология науки тест

Билет 1 - Вопрос . Всего 149 вопросов. Правильно: 0. Неправильно: 0.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
Подсказка
Мои просмотры:1




Философия и методология науки тест онлайн бесплатно


Написать комментарий


Как к Вам обращаться: Адрес электронной почты: Ваше сообщение:



Философия и методология науки тест онлайн бесплатно

    1. Работа «Нормативная структура науки» была написана:

  • Парсонсом
  • Мертоном
  • Дюркгеймом
  • Хомансом

    • 2. Умозаключение, в котором одна из посылок разделительное, а другая посылка и заключение — категорические суждения, называется:

    • условно-разделительным
    • разделительно-категорическим
    • лемматическим
    • условно-категорическим

      • 3. Философское течение, рассматривавшее положительное знание как результат деятельности отдельных специальных наук, как объединение, синтез этих результатов, отрицавшее на данном основании самостоятельный статус философии, — это:

      • иррационализм
      • реализм
      • рационализм
      • позитивизм

        • 4. Научный метод объяснения фактов и их эмпирических законов с помощью введения теоретических предположений и эмпирической проверки дедуктивно выводимых из них следствий, — это метод ...

        • теоретический
        • гипотетико-дедуктивный
        • гипотетический
        • эмпирический

          • 5. Влиятельным направлением западной философии, ядро которого составляют методологические идеи К. Поппера и его последователей, является:

          • анархистская эпистемология
          • эволюционная эпистемология
          • критический рационализм
          • неопозитивизм

            • 6. Убеждение в реальности всего, что нормальный человек воспринимает в нормальных условиях и описывает общепринятым и соответствующим фактам языком, — это:

            • наивный реализм
            • повседневное знание
            • критический реализм
            • практическое знание

              • 7. Большинство ученых придерживается версии о том, что наука возникает в:

              • XII-XIV веках
              • VI веке до н.э.
              • первой трети XIX века
              • XVI-XVII веках

                • 8. Научной гипотезой, по Попперу, является гипотеза

                • не получающая подтверждения в опыте
                • нефальсифицируемая
                • бессмысленная
                • фальсифицируемая

                  • 9. Представления, складывающиеся у людей под воздействием их обычного жизненного опыта, — это:

                  • чувственные данные
                  • понимание
                  • практическое знание
                  • повседневное знание

                    • 10. Нововведения в научном знании, в том числе новые концепции, открытия, — это:

                    • Активизация
                    • Инновация
                    • научная революция
                    • Новация

                      • 11. Наблюдение объектов с помощью научных приборов называется:

                      • прямым
                      • непосредственным
                      • косвенным
                      • техническим

                        • 12. Концепцию рационального объяснения предложил:

                        • Вебер
                        • Гемпель
                        • Дрей
                        • Нейрат

                          • 13. В конце ХХ века в науке работало более:

                          • 3 млн. человек
                          • 5 млн. человек
                          • 1 млн. человек
                          • 10 млн. человек

                            • 14. Работа «Принципы геологии» принадлежит перу

                            • В. Девиса
                            • Ч. Лайеля
                            • В. Вернадского
                            • А. Вегенера

                              • 15. Обеспечивают целостность науки и включение ее результатов в конкретную культуру

                              • основания науки
                              • критерии науки
                              • продукты научного познания
                              • уровни научного познания

                                • 16. 'Протокольные предложения' — это предложения, фиксирующие ...

                                • достоверные знания субъекта о мире
                                • внутренние состояния субъекта
                                • чувственные представления субъекта
                                • акты поведения живых существ

                                  • 17. Согласно Лакатосу, в серии теорий теоретически прогрессивной будет та, которая:

                                  • наилучшим образом объясняет уже известные факты
                                  • имеет наименьшее количество контрпримеров
                                  • не имеет ни одного контрпримера среди уже известных фактов
                                  • имеет добавочное эмпирическое подтверждение и предсказывает новые факты

                                    • 18. Увеличение скорости прироста научного знания — это:

                                    • дифференциация
                                    • автономизация
                                    • новация
                                    • активизация

                                      • 19. Механика, физика, химия, биология оформляются как самостоятельные дисциплины в:

                                      • XX веке
                                      • XVII веке
                                      • XVIII веке
                                      • XIX веке

                                        • 20. Знание о незнании, вопрос, возникающий в случае расхождения теории и эмпирии, — это:

                                        • гипотеза
                                        • теория
                                        • закон
                                        • научная проблема

                                          • 21. Объект, который может быть осмыслен и использован в нескольких научных традициях, называется:

                                          • поливариантным
                                          • реверсивным
                                          • репрессивным
                                          • инверсивным

                                            • 22. Согласно И. Лакатосу, совокупность сменяющих друг друга теорий, объединяемых определенной совокупностью базисных идей и принципов, — это:

                                            • научная парадигма
                                            • научная гипотеза
                                            • научно-исследовательская программа
                                            • научная концепция

                                              • 23. Профессионализация науки, по мнению Л. Грехема, окончательно сложилась в:

                                              • XIX веке
                                              • XVII веке
                                              • XX веке
                                              • XVIII веке

                                                • 24. Все природные и социальные процессы, с точки зрения синергетики, характеризуются:

                                                • детерминированностью
                                                • обратимостью
                                                • стохастичностью
                                                • стохастичностью и детерминированностью одновременно

                                                  • 25. К числу специфических черт науки Нового времени относят:

                                                  • господство эксперимента
                                                  • возникновение эксперимента
                                                  • возникновение наблюдения
                                                  • применение строгих логических методов

                                                    • 26. Когнитивная социология науки относится к:

                                                    • макросоциологии
                                                    • микросоциологии
                                                    • социологическим теориям среднего уровня
                                                    • метасоциологии

                                                      • 27. Феномен неявного знания исследовал в конце 50-х гг. ХХ в.

                                                      • М. Полани
                                                      • И. Лакатос
                                                      • К. Поппер
                                                      • П. Фейерабенд

                                                        • 28. Термином, уточняющим понятие парадигмы, выступает в концепции Т. Куна

                                                        • матричная дисциплина
                                                        • дисциплинарная матрица
                                                        • парадигмальная матрица
                                                        • идеал научного познания

                                                          • 29. Теория, согласно которой все происходящее обусловлено причинно-следственными связями, — это:

                                                          • Онтологизм
                                                          • скептицизм
                                                          • Детерминизм
                                                          • Индетерминизм

                                                            • 30. Познавательная роль элиминативной индукции заключается в:

                                                            • анализе причинных связей
                                                            • синтезе эмпирических данных
                                                            • доказательстве принадлежности признака классу
                                                            • поиске признаков, не принадлежащих классу

                                                              • 31. Наиболее известная концепция этоса науки принадлежит:

                                                              • М. Веберу
                                                              • Г. Зиммелю
                                                              • Р. Мертону
                                                              • К. Манхейму

                                                                • 32. Членами Венского кружка были:

                                                                • Шлик, Нейрат, Карнап
                                                                • Лакатос, Кун, Лаудан
                                                                • Витгенштейн, Поппер, Куайн
                                                                • Фреге, Рассел, Тарский

                                                                  • 33. Свойства, являющиеся следствием эффекта целостности системы, отсутствующие у ее частей, называются:

                                                                  • количественными
                                                                  • вероятностными
                                                                  • эмержентными
                                                                  • существенными

                                                                    • 34. Работа «Наука в истории общества» принадлежит перу:

                                                                    • Бернала
                                                                    • Локатоса
                                                                    • Куна
                                                                    • Манхейма

                                                                      • 35. Интегративные тенденции в развитии научного познания оказываются доминирующими, начиная с:

                                                                      • конца ХIХ века
                                                                      • начала ХХ века
                                                                      • середины ХХ века
                                                                      • середины ХIХ века

                                                                        • 36. Концепцию развития науки как конкуренции научно-исследовательских программ сформулировал:

                                                                        • Т. Пинч
                                                                        • К. Поппер
                                                                        • И. Лакатос
                                                                        • Т. Кун

                                                                          • 37. Первая университетская кафедра по истории науки была создана в:

                                                                          • конце XIX века
                                                                          • начале XX века
                                                                          • середине XX века
                                                                          • середине XIX века

                                                                            • 38. Совокупность вспомогательных теорий, предохраняющих ядро научно-исследовательской программы от опровержений, фальсификации, — это:

                                                                            • «жесткое ядро»
                                                                            • «защитный пояс»
                                                                            • «отрицательные» эвристики
                                                                            • «положительные» эвристики

                                                                              • 39. Разделение объекта на части, с целью их самостоятельного изучения, называется:

                                                                              • идеализацией
                                                                              • синтезом
                                                                              • анализом
                                                                              • абстрагированием

                                                                                • 40. Способность материи, природы, мира к самоусложнению (возникновению все более упорядоченных структур в процессе эволюции) фиксирует принцип

                                                                                • историчности
                                                                                • системности
                                                                                • самоорганизации
                                                                                • глобального эволюционизма

                                                                                  • 41. Область знания, исследующая способы, приемы, операции построения научного знания, называется:

                                                                                  • онтологией науки
                                                                                  • методологией науки
                                                                                  • психологией научного исследования
                                                                                  • эпистемологией

                                                                                    • 42. Идеал исторической реконструкции внедряется в естествознание на этапе

                                                                                    • постнеклассической науки
                                                                                    • классической науки
                                                                                    • неклассической науки
                                                                                    • дисциплинарно организованной науки

                                                                                      • 43. Центральная проблема материалистической диалектики — это проблема ...

                                                                                      • перехода количества в качество
                                                                                      • развития
                                                                                      • демаркации знаний
                                                                                      • интерсубъективности

                                                                                        • 44. Работу «Галилеевские этюды» написал:

                                                                                        • Г. Спенсер
                                                                                        • А. Койре
                                                                                        • О. Конт
                                                                                        • Р. Мертон

                                                                                          • 45. Работа «Курс позитивной философии» принадлежит перу:

                                                                                          • Спенсера
                                                                                          • Маха
                                                                                          • Милля
                                                                                          • Конта

                                                                                            • 46. Идея П. Фейерабенда, в рамках которой утверждается, что опыт всегда является теоретически нагруженным, а принятие той или иной теории обусловливает систему восприятия, в философии науки обозначается как:

                                                                                            • теоретический реализм
                                                                                            • теоретический натурализм
                                                                                            • теоретический идеализм
                                                                                            • теоретический номинализм

                                                                                              • 47. Высказывания, посредством которых мы воздействуем на мир, называются:

                                                                                              • бехабитивами
                                                                                              • перформативами
                                                                                              • дескриптивами
                                                                                              • перцептивами

                                                                                                • 48. Тезис о том, что наука сама себе философия и методология, принадлежит:

                                                                                                • Э. Маху
                                                                                                • О. Конту
                                                                                                • К. Марксу
                                                                                                • Дж.Ст. Миллю

                                                                                                  • 49. Общие знания о мире, сложившиеся в качестве итога совокупного развития научного знания, — это:

                                                                                                  • философия науки
                                                                                                  • система наук
                                                                                                  • научная картина мира
                                                                                                  • научное мировоззрение

                                                                                                    • 50. Неразрешимая в рамках определенной парадигмы проблема называется:

                                                                                                    • 'нарушением'
                                                                                                    • 'девиацией'
                                                                                                    • 'отклонением'
                                                                                                    • 'аномалией'

                                                                                                      • 51. Главной социальной функцией науки с точки зрения Конта является:

                                                                                                      • описание
                                                                                                      • интерпретация
                                                                                                      • объяснение
                                                                                                      • предвидение

                                                                                                        • 52. Точность предписания, не оставляющая места произволу, и его общепонятность, является характерной чертой

                                                                                                        • индуктивного умозаключения
                                                                                                        • гипотетико-дедуктивного метода
                                                                                                        • научного эксперимента
                                                                                                        • алгоритма

                                                                                                          • 53. Математический идеал в теоретической деятельности господствовал приблизительно

                                                                                                          • 1500 лет
                                                                                                          • 1000 лет
                                                                                                          • 500 лет
                                                                                                          • 2000 лет

                                                                                                            • 54. Основоположником рационализма считают:

                                                                                                            • Б. Спинозу
                                                                                                            • Ф. Бэкона
                                                                                                            • Г. Лейбница
                                                                                                            • Р. Декарта

                                                                                                              • 55. Связь, в которой один предмет целиком и полностью обуславливает другой предмет, — это связь ...

                                                                                                              • предметная
                                                                                                              • фактическая
                                                                                                              • условная
                                                                                                              • причинно-следственная

                                                                                                                • 56. Парадигмальный период развития науки, в рамках которого история науки реализуется в форме совершенствования оформившейся традиции (парадигмы), — это:

                                                                                                                • паранормальная наука
                                                                                                                • нормальная наука
                                                                                                                • традиционная наука
                                                                                                                • эстраординарная наука

                                                                                                                  • 57. Логический позитивизм возник в:

                                                                                                                  • середине XIX века
                                                                                                                  • конце XVIII века
                                                                                                                  • конце XIX века
                                                                                                                  • начале XX века

                                                                                                                    • 58. Отрицает связь социально-экономической и политической структур с состоянием науки какой-либо исторической эпохи:

                                                                                                                    • С. Лилли
                                                                                                                    • А. Койре
                                                                                                                    • Р. Мертон
                                                                                                                    • С. Уолгар

                                                                                                                      • 59. Основные приемы методологии научного знания К. Поппера — это:

                                                                                                                      • верификация и индукция
                                                                                                                      • фальсификация и индукция
                                                                                                                      • верификация и дедукция
                                                                                                                      • фальсификация и дедукция

                                                                                                                        • 60. Философское учение, принимающее материю за единственное основание всего существующего, — это:

                                                                                                                        • Субстанциализм
                                                                                                                        • Материализм
                                                                                                                        • теория телесности
                                                                                                                        • Реализм

                                                                                                                          • 61. По мнению Г. Спенсера, наука — это:

                                                                                                                          • необъединенное знание
                                                                                                                          • отчасти объединенное знание
                                                                                                                          • знание, опирающееся на твердо установленные факты
                                                                                                                          • вполне объединенное знание

                                                                                                                            • 62. Положение в науке, согласно которому только та гипотеза может быть признана истинной теорией, которая не противоречит эмпирическим законам, — это:

                                                                                                                            • закон логики
                                                                                                                            • теоретический принцип
                                                                                                                            • принцип непротиворечия
                                                                                                                            • принцип противоречия

                                                                                                                              • 63. Наука понимается не как система знаний, а как деятельность научных сообществ в концепции:

                                                                                                                              • трёх стадий интеллектуальной эволюции (О. Конт)
                                                                                                                              • историко-эволюционистской (Т. Кун)
                                                                                                                              • научно-исследовательских программ (И. Лакатос)
                                                                                                                              • критического рационализма (К. Поппер)

                                                                                                                                • 64. Законы, объясняющие эмпирические явления путем введения предположений о не наблюдаемых в опыте причинах таких явлений, — это:

                                                                                                                                • гипотезы
                                                                                                                                • основания
                                                                                                                                • теоретические законы
                                                                                                                                • эмпирические законы

                                                                                                                                  • 65. Перестройка оснований науки может осуществляться:

                                                                                                                                  • тремя путями
                                                                                                                                  • только одним способом
                                                                                                                                  • двумя путями
                                                                                                                                  • в четырех разновидностях

                                                                                                                                    • 66. Авторство разработки экспериментального метода в науке приписывают:

                                                                                                                                    • Копернику
                                                                                                                                    • Галилею
                                                                                                                                    • Ньютону
                                                                                                                                    • Кеплеру

                                                                                                                                      • 67. Герменевтика — это:

                                                                                                                                      • метод истолкования, в основе которого лежит постижение смысла
                                                                                                                                      • средневековый метод толкования эзотерических текстов
                                                                                                                                      • метод постижения паранормальных явлений
                                                                                                                                      • схоластический метод теоретизирования

                                                                                                                                        • 68. Информация, полученная в результате теоретического объяснения данных наблюдения и экспериментов, — это:

                                                                                                                                        • научное знание
                                                                                                                                        • восприятие
                                                                                                                                        • эмпирическое знание
                                                                                                                                        • научное познание

                                                                                                                                          • 69. Работа «Логика научного открытия» принадлежит перу

                                                                                                                                          • С. Тулмина
                                                                                                                                          • К. Поппера
                                                                                                                                          • П. Фейерабенда
                                                                                                                                          • И. Лакатоса

                                                                                                                                            • 70. Социология познания как отдельная область социологии возникла в:

                                                                                                                                            • 20-е годы XX века
                                                                                                                                            • 50-е годы XX века
                                                                                                                                            • 70-е годы XX века
                                                                                                                                            • 90-е годы XIX века

                                                                                                                                              • 71. Основная методологическая работа К. Поппера (на раннем этапе его творчества) называется:

                                                                                                                                              • «Психология научного открытия»
                                                                                                                                              • «Логика научного открытия»
                                                                                                                                              • «Методология научного творчества»
                                                                                                                                              • «Открытое общество и его враги»

                                                                                                                                                • 72. «Презентизм» в истории науки — это:

                                                                                                                                                • подарочное оформление реконструкции прошлого
                                                                                                                                                • реконструкция прошлого языком современности
                                                                                                                                                • представление прошлого путем создания исторических романов
                                                                                                                                                • воссоздание прошлого без отсылок к современности

                                                                                                                                                  • 73. Понятие верифицируемости было отклонено, потому что ...

                                                                                                                                                  • абстрактные гипотезы и их системы, образующие научные теории, непосредственно не верифицируемы
                                                                                                                                                  • оно совершенно не работает в области гуманитарного познания
                                                                                                                                                  • оказалось невозможным создать универсальный язык для записи протокольных предложений
                                                                                                                                                  • изолированные гипотезы непосредственно не верифицируемы

                                                                                                                                                    • 74. Представителями неопозитивизма были:

                                                                                                                                                    • Лакатос и Карнап
                                                                                                                                                    • Шлик и Карнап
                                                                                                                                                    • Фейрабенд и Поппер
                                                                                                                                                    • Карнап и Поппер

                                                                                                                                                      • 75. Инструментальный характер науки подчеркивали представители:

                                                                                                                                                      • экзистенциализма
                                                                                                                                                      • Франкфутской школы
                                                                                                                                                      • структурно-функционального анализа
                                                                                                                                                      • марксизма

                                                                                                                                                        • 76. В своем объяснении природы Шеллинг исходил из:

                                                                                                                                                        • принципа неприсоединения
                                                                                                                                                        • принципа целесообразности
                                                                                                                                                        • закона непротиворечия
                                                                                                                                                        • второго закона термодинамики

                                                                                                                                                          • 77. В непрерывном поступательном характере развития науки убеждены:

                                                                                                                                                          • Т. Кун и М. Полани
                                                                                                                                                          • К. Поппер и И. Лакатос
                                                                                                                                                          • Т. Пинч и М. Малкей
                                                                                                                                                          • О. Конт и Г. Спенсер

                                                                                                                                                            • 78. Главной темой анализа на втором этапе развития философии науки являлись(-лось, -лся):

                                                                                                                                                            • психологические и индуктивно-логические процедуры эмпирического познания
                                                                                                                                                            • развитие науки и ее социокультурные детерминанты
                                                                                                                                                            • содержательные основоположения науки
                                                                                                                                                            • язык науки

                                                                                                                                                              • 79. Методологическое понятие, обозначающее процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки, называется:

                                                                                                                                                              • конвенционализмом
                                                                                                                                                              • фальсификацией
                                                                                                                                                              • верификацией
                                                                                                                                                              • фаллибилизмом

                                                                                                                                                                • 80. Как источник заблуждений рассматривала субъективность

                                                                                                                                                                • классическая наука
                                                                                                                                                                • неклассическая наука
                                                                                                                                                                • диалектическая философия
                                                                                                                                                                • постнеклассическая наука

                                                                                                                                                                  • 81. Понятие парадигмы в научный оборот ввел:

                                                                                                                                                                  • И. Локатос
                                                                                                                                                                  • П. Дюгем
                                                                                                                                                                  • Э. Барт
                                                                                                                                                                  • Т. Кун

                                                                                                                                                                    • 82. Особенно актуальной проблема социальной ответственности ученых становится:

                                                                                                                                                                    • в первой половине XX века
                                                                                                                                                                    • во второй половине XIX века
                                                                                                                                                                    • во второй половине XX века
                                                                                                                                                                    • в первой половине XIX века

                                                                                                                                                                      • 83. Первая формулировка учения о геоцентрической модели Вселенной приписывается древнегреческому философу:

                                                                                                                                                                      • Сократу
                                                                                                                                                                      • Платону
                                                                                                                                                                      • Аристотелю
                                                                                                                                                                      • Зенону

                                                                                                                                                                        • 84. Количественной формой оценки заслуг ученого является(-ются):

                                                                                                                                                                        • объем затраченного рабочего времени
                                                                                                                                                                        • чтение публичных лекций
                                                                                                                                                                        • цитирование его трудов
                                                                                                                                                                        • выступления на конференциях

                                                                                                                                                                          • 85. Знание, истину добывает из материала чувственности интеллект считает:

                                                                                                                                                                          • иррационализм
                                                                                                                                                                          • эмпиризм
                                                                                                                                                                          • рационализм
                                                                                                                                                                          • интуитивизм

                                                                                                                                                                            • 86. Существенные (с точки зрения конкретного исследования) свойства, признаки объекта, подлежащего изучению, закономерности его функционирования и развития являются:

                                                                                                                                                                            • объектом науки
                                                                                                                                                                            • идеализированным объектом
                                                                                                                                                                            • предметом науки
                                                                                                                                                                            • эмпирическим объектом

                                                                                                                                                                              • 87. Направление в гносеологии, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания является либо описанием этого опыта, либо может быть сведено к нему, называется ...

                                                                                                                                                                              • рационализмом
                                                                                                                                                                              • эмпиризмом
                                                                                                                                                                              • реализмом
                                                                                                                                                                              • номинализмом

                                                                                                                                                                                • 88. Эйнштейн и Гейзенберг являются представителями

                                                                                                                                                                                • классической науки
                                                                                                                                                                                • постнеклассической науки
                                                                                                                                                                                • дисциплинарно-организованной науки
                                                                                                                                                                                • неклассической науки

                                                                                                                                                                                  • 89. Предположительное знание о возможном закономерном порядке явлений, о возможных их причинах; форма вероятного знания, получаемого на теоретическом уровне научного познания, — это:

                                                                                                                                                                                  • проблема
                                                                                                                                                                                  • гипотеза
                                                                                                                                                                                  • теория
                                                                                                                                                                                  • научный факт

                                                                                                                                                                                    • 90. Синергетика — это:

                                                                                                                                                                                    • теория деградации
                                                                                                                                                                                    • теория организации
                                                                                                                                                                                    • концепция устойчивости
                                                                                                                                                                                    • теория самоорганизации

                                                                                                                                                                                      • 91. Работа «Физическая теория» написана

                                                                                                                                                                                      • П. Дюгемом
                                                                                                                                                                                      • Э. Махом
                                                                                                                                                                                      • А. Пуанкаре
                                                                                                                                                                                      • К. Пирсоном

                                                                                                                                                                                        • 92. По сравнению с понятием парадигмы понятие научно-исследовательской программы подчеркивает аспект:

                                                                                                                                                                                        • гносеологический
                                                                                                                                                                                        • исторический
                                                                                                                                                                                        • социокультурный
                                                                                                                                                                                        • социально-психологический

                                                                                                                                                                                          • 93. Достоверное заключение по методу сходства может быть получено в случае

                                                                                                                                                                                          • если имеется точное и полное знание всех обстоятельств, составляющих закрытое дизъюнктивное множество
                                                                                                                                                                                          • правильного применения вероятностно-статистических методов
                                                                                                                                                                                          • если известны все предшествующие обстоятельства, составляющие закрытый класс, причем обстоятельства не должны взаимодействовать друг с другом
                                                                                                                                                                                          • если учитываются критические точки количественных изменений

                                                                                                                                                                                            • 94. Из перечисленных законов, в основание позитивной философии О. Конт кладет только:

                                                                                                                                                                                            • энциклопедический закон;
                                                                                                                                                                                              «закон трех стадий»;
                                                                                                                                                                                              закон постоянного подчинения воображения наблюдению
                                                                                                                                                                                            • закон единства и борьбы противоположностей

                                                                                                                                                                                              • 95. Принцип саморазвития становится фундаментальным в рамках

                                                                                                                                                                                              • немецкой классической философии
                                                                                                                                                                                              • рационализма ХVII в
                                                                                                                                                                                              • средневековой философии
                                                                                                                                                                                              • эмпиризма ХVII в

                                                                                                                                                                                                • 96. Сущностью науки, по Хайдеггеру, является:

                                                                                                                                                                                                • стремление к достоверности
                                                                                                                                                                                                • логическая определенность
                                                                                                                                                                                                • предметная противопоставленность
                                                                                                                                                                                                • строгость и точность методов

                                                                                                                                                                                                  • 97. С появлением кибернетики в естественные науки вводится подход:

                                                                                                                                                                                                  • системный
                                                                                                                                                                                                  • структурный
                                                                                                                                                                                                  • субстратный
                                                                                                                                                                                                  • функциональный

                                                                                                                                                                                                    • 98. Феномен амодальности восприятия заключается в том, что воспринимаемый предмет не зависит от:

                                                                                                                                                                                                    • того, субъектом какой культуры он воспринимается
                                                                                                                                                                                                    • тех или иных органов чувств
                                                                                                                                                                                                    • эмоционального состояния воспринимающего
                                                                                                                                                                                                    • условий восприятия

                                                                                                                                                                                                      • 99. Развитие науки имеет объемный, нелинейный, многосубъектный и многособытийный характер согласно концепции

                                                                                                                                                                                                      • научно-исследовательских программ
                                                                                                                                                                                                      • тематического анализа науки
                                                                                                                                                                                                      • «кейс стадис»
                                                                                                                                                                                                      • критического рационализма

                                                                                                                                                                                                        • 100. Рассматривает технику как простое приложение науки или даже как прикладную науку (развитие техники тогда определяется развитием науки):

                                                                                                                                                                                                        • линейная модель развития техники
                                                                                                                                                                                                        • диалектическая модель развития техники
                                                                                                                                                                                                        • революционная модель
                                                                                                                                                                                                        • эволюционная модель

                                                                                                                                                                                                          • 101. Абсолютно необходимыми, обязательными личные контакты ученых являются в рамках

                                                                                                                                                                                                          • научного направления
                                                                                                                                                                                                          • научной школы
                                                                                                                                                                                                          • мировой науки
                                                                                                                                                                                                          • научной традиции

                                                                                                                                                                                                            • 102. Сторонником интернализма из перечисленных мыслителей был:

                                                                                                                                                                                                            • Р. Мертон
                                                                                                                                                                                                            • К. Кнор-Цетина
                                                                                                                                                                                                            • А. Койре
                                                                                                                                                                                                            • П. Фейерабенд

                                                                                                                                                                                                              • 103. Родоначальником кибернетического подхода в науке является:

                                                                                                                                                                                                              • Г. Хакен
                                                                                                                                                                                                              • Н. Винер
                                                                                                                                                                                                              • В. Гейзенберг
                                                                                                                                                                                                              • И. Пригожин

                                                                                                                                                                                                                • 104. Концепцию «личностного знания» в философии науки сформулировал:

                                                                                                                                                                                                                • Ст. Тулмин
                                                                                                                                                                                                                • Дж. Холтон
                                                                                                                                                                                                                • К. Поппер
                                                                                                                                                                                                                • М. Полани

                                                                                                                                                                                                                  • 105. Законы, описывающие поведение наблюдаемых объектов, — это:

                                                                                                                                                                                                                  • теоретические законы
                                                                                                                                                                                                                  • эмпирические законы
                                                                                                                                                                                                                  • законы логики
                                                                                                                                                                                                                  • обобщения

                                                                                                                                                                                                                    • 106. Не общество влияет на изменение научного знания, а скорее наука своими достижениями воздействует на общество, приводя к его изменениям, считал:

                                                                                                                                                                                                                    • О. Конт
                                                                                                                                                                                                                    • А. Койре
                                                                                                                                                                                                                    • И. Лакатос
                                                                                                                                                                                                                    • Р. Мертон

                                                                                                                                                                                                                      • 107. Крупнейшим представителем «второго позитивизма» был:

                                                                                                                                                                                                                      • Г. Спенсер
                                                                                                                                                                                                                      • К. Поппер
                                                                                                                                                                                                                      • Дж. Милль
                                                                                                                                                                                                                      • Э. Мах

                                                                                                                                                                                                                        • 108. Истинное положение, установленное на опыте (эмпирически), — это:

                                                                                                                                                                                                                        • Явление
                                                                                                                                                                                                                        • эксперимент
                                                                                                                                                                                                                        • Факт
                                                                                                                                                                                                                        • Ощущение

                                                                                                                                                                                                                          • 109. Характерным признаком теоретических толкований Нового времени был:

                                                                                                                                                                                                                          • догматизм
                                                                                                                                                                                                                          • механицизм
                                                                                                                                                                                                                          • релятивизм
                                                                                                                                                                                                                          • эклектизм

                                                                                                                                                                                                                            • 110. Интерпретирует как диалог, общение, связи между событиями в истории научного познания концепция

                                                                                                                                                                                                                            • «кейс стадис»
                                                                                                                                                                                                                            • критический рационализм
                                                                                                                                                                                                                            • историко-эволюционистская
                                                                                                                                                                                                                            • научно-исследовательских программ

                                                                                                                                                                                                                              • 111. В работе «Доказательства и опровержения» обосновывается концепция:

                                                                                                                                                                                                                              • историко-эволюционная
                                                                                                                                                                                                                              • научно-исследовательских программ
                                                                                                                                                                                                                              • личностного знания
                                                                                                                                                                                                                              • критического рационализма

                                                                                                                                                                                                                                • 112. Философское учение о знании — это:

                                                                                                                                                                                                                                • аксиология
                                                                                                                                                                                                                                • эпистемология
                                                                                                                                                                                                                                • философия науки
                                                                                                                                                                                                                                • онтология

                                                                                                                                                                                                                                  • 113. По проблеме места и времени возникновения науки существует __________________ основных точек зрения (основные точки зрения)

                                                                                                                                                                                                                                  • четыре
                                                                                                                                                                                                                                  • три
                                                                                                                                                                                                                                  • две
                                                                                                                                                                                                                                  • пять

                                                                                                                                                                                                                                    • 114. Первая глобальная научная революция происходила в:

                                                                                                                                                                                                                                    • ХVII веке
                                                                                                                                                                                                                                    • конце ХХ века
                                                                                                                                                                                                                                    • конце ХIХ — начале ХХ веков
                                                                                                                                                                                                                                    • конце ХVIII — начале ХIХ веков

                                                                                                                                                                                                                                      • 115. Считал, что «в самом сердце науки существуют области практического знания, которое через формулировки передать невозможно»:

                                                                                                                                                                                                                                      • М. Полани
                                                                                                                                                                                                                                      • И. Лакатос
                                                                                                                                                                                                                                      • К. Поппер
                                                                                                                                                                                                                                      • Дж. Холтон

                                                                                                                                                                                                                                        • 116. Деление знания на «знание-что» и «знание-как» предложил:

                                                                                                                                                                                                                                        • Д. Остин
                                                                                                                                                                                                                                        • М. Шлик
                                                                                                                                                                                                                                        • Р. Карнап
                                                                                                                                                                                                                                        • Г. Райл

                                                                                                                                                                                                                                          • 117. Приведение научного знания в более технологическую форму — это:

                                                                                                                                                                                                                                          • Инструментализация
                                                                                                                                                                                                                                          • Активация
                                                                                                                                                                                                                                          • дифференциация
                                                                                                                                                                                                                                          • Автономизация

                                                                                                                                                                                                                                            • 118. Древнегреческие философы относили к области знания только __________________ знание(-я)

                                                                                                                                                                                                                                            • теологические
                                                                                                                                                                                                                                            • практическое
                                                                                                                                                                                                                                            • теоретическое и практическое
                                                                                                                                                                                                                                            • теоретическое

                                                                                                                                                                                                                                              • 119. На рубеже ХVIII-ХIХ вв. численность ученых достигала:

                                                                                                                                                                                                                                              • 5000 человек
                                                                                                                                                                                                                                              • 25000 человек
                                                                                                                                                                                                                                              • 1000 человек
                                                                                                                                                                                                                                              • 10000 человек

                                                                                                                                                                                                                                                • 120. Идею фридмонов в современной физике выдвинул:

                                                                                                                                                                                                                                                • А. Фридман
                                                                                                                                                                                                                                                • М. Марков
                                                                                                                                                                                                                                                • А. Эйнштейн
                                                                                                                                                                                                                                                • Э. Резерфорд

                                                                                                                                                                                                                                                  • 121. Этап «неклассической науки» относится к:

                                                                                                                                                                                                                                                  • второй половине XX века
                                                                                                                                                                                                                                                  • второй половине XIX века
                                                                                                                                                                                                                                                  • первой половине XIX века
                                                                                                                                                                                                                                                  • первой половине XX века

                                                                                                                                                                                                                                                    • 122. Явления общественной жизни, оказывающие влияние на рост, углубление теоретического, объективно-истинного знания о мире (к этому разряду будут относиться все предпосылки, условия, причины, стимулы, обеспечивающие изменение и развитие научного познания) — называются:

                                                                                                                                                                                                                                                    • формами развития науки
                                                                                                                                                                                                                                                    • механизмами развития науки
                                                                                                                                                                                                                                                    • феноменами развития науки
                                                                                                                                                                                                                                                    • факторами развития науки

                                                                                                                                                                                                                                                      • 123. Теория Большого взрыва в современной космологии создается в:

                                                                                                                                                                                                                                                      • 90-е годы ХХ века
                                                                                                                                                                                                                                                      • 70-е годы ХХ века
                                                                                                                                                                                                                                                      • 80-е годы ХХ века
                                                                                                                                                                                                                                                      • 60-е годы ХХ века

                                                                                                                                                                                                                                                        • 124. Природа в общенаучной картине мира, выработанной на неклассическом этапе развития науки, понимается как:

                                                                                                                                                                                                                                                        • творение Бога
                                                                                                                                                                                                                                                        • создание человека
                                                                                                                                                                                                                                                        • простая механическая система
                                                                                                                                                                                                                                                        • сложная динамическая система

                                                                                                                                                                                                                                                          • 125. Гипотеза ad hoc — это гипотеза, ...

                                                                                                                                                                                                                                                          • оказавшаяся ложной в ходе экспериментальных исследований
                                                                                                                                                                                                                                                          • которая объясняет расхождение фактов с теорией, но не предсказывает новых фактов
                                                                                                                                                                                                                                                          • не согласующаяся с фундаментальными законами, но плодотворная для дальнейших исследований
                                                                                                                                                                                                                                                          • имеющая большую эвристическую силу

                                                                                                                                                                                                                                                            • 126. В развитии научно-исследовательской программы И. Лакатос выделяет следующие стадии:

                                                                                                                                                                                                                                                            • высшую и низшую
                                                                                                                                                                                                                                                            • прогрессивную и вырожденную
                                                                                                                                                                                                                                                            • иррациональную и рациональную
                                                                                                                                                                                                                                                            • метафизическую и позитивную

                                                                                                                                                                                                                                                              • 127. Умозаключение, в котором посылка, выраженная категорическим суждением, утверждает истинность основания, а заключение утверждает истинность следствия, относится к разряду

                                                                                                                                                                                                                                                              • modus ponendo tollens
                                                                                                                                                                                                                                                              • modus ponens
                                                                                                                                                                                                                                                              • modus tollens
                                                                                                                                                                                                                                                              • modus tollendo ponens

                                                                                                                                                                                                                                                                • 128. Рассматривает процесс развития техники как автономный, независимый от прогресса науки, но скоординированный с ним

                                                                                                                                                                                                                                                                • эволюционная модель
                                                                                                                                                                                                                                                                • дискретная модель
                                                                                                                                                                                                                                                                • линейная модель
                                                                                                                                                                                                                                                                • континуальная модель

                                                                                                                                                                                                                                                                  • 129. Начало постпозитивистского этапа в развитии философии науки чаще всего относят к:

                                                                                                                                                                                                                                                                  • концу 50-х годов ХХ века
                                                                                                                                                                                                                                                                  • началу 60-х годов ХХ века
                                                                                                                                                                                                                                                                  • началу 50-х годов ХХ века
                                                                                                                                                                                                                                                                  • концу 60-х годов ХХ века

                                                                                                                                                                                                                                                                    • 130. Установка на нормативно-ценностную нейтральность науки получила наибольшее распространение в научном сообществе в:

                                                                                                                                                                                                                                                                    • 80-90-е годы XIX века
                                                                                                                                                                                                                                                                    • 60-70-е годы XX века
                                                                                                                                                                                                                                                                    • 30-40-е годы XX века
                                                                                                                                                                                                                                                                    • 80-90-е годы XX века

                                                                                                                                                                                                                                                                      • 131. Объединение естественных и гуманитарных наук возможно на основе

                                                                                                                                                                                                                                                                      • прагматического принципа
                                                                                                                                                                                                                                                                      • принципа информационного общества
                                                                                                                                                                                                                                                                      • принципа функциональной общности
                                                                                                                                                                                                                                                                      • принципа глобального эволюционизма

                                                                                                                                                                                                                                                                        • 132. Вторая глобальная научная революция произошла в:

                                                                                                                                                                                                                                                                        • конце ХVIII — первой половине ХIХ веков
                                                                                                                                                                                                                                                                        • начале ХVIII века
                                                                                                                                                                                                                                                                        • конце ХХ века
                                                                                                                                                                                                                                                                        • конце ХIХ века

                                                                                                                                                                                                                                                                          • 133. Американский философ Г. Сколимовски придерживался при объяснении развития техники __________________ модели

                                                                                                                                                                                                                                                                          • линейной
                                                                                                                                                                                                                                                                          • эволюционной
                                                                                                                                                                                                                                                                          • циклической
                                                                                                                                                                                                                                                                          • функциональной

                                                                                                                                                                                                                                                                            • 134. Совокупность познавательных форм (фундаментальных категорий, понятий, принципов, методов, схем объяснения), характерных для определенного исторического этапа развития научного познания, — это:

                                                                                                                                                                                                                                                                            • стиль научного мышления
                                                                                                                                                                                                                                                                            • идеалы науки
                                                                                                                                                                                                                                                                            • фабула научной теории
                                                                                                                                                                                                                                                                            • научная картина мира

                                                                                                                                                                                                                                                                              • 135. Объекты, отнесенные ко всеобщим ценностям, изучаются:

                                                                                                                                                                                                                                                                              • общественными науками
                                                                                                                                                                                                                                                                              • естественными науками
                                                                                                                                                                                                                                                                              • науками о культуре
                                                                                                                                                                                                                                                                              • точными науками

                                                                                                                                                                                                                                                                                • 136. Процессу технологизации не поддаются знания

                                                                                                                                                                                                                                                                                • фундаментальные
                                                                                                                                                                                                                                                                                • психологические
                                                                                                                                                                                                                                                                                • гуманитарные
                                                                                                                                                                                                                                                                                • социологические

                                                                                                                                                                                                                                                                                  • 137. Основным видом финансирования научных исследований в современных условиях являются(-ется):

                                                                                                                                                                                                                                                                                  • гранты
                                                                                                                                                                                                                                                                                  • авизо
                                                                                                                                                                                                                                                                                  • спонсорство
                                                                                                                                                                                                                                                                                  • госбюджет

                                                                                                                                                                                                                                                                                    • 138. Планк, Эйнштейн, Бор ...

                                                                                                                                                                                                                                                                                    • не были знакомы с концепцией радикального эмпиризма
                                                                                                                                                                                                                                                                                    • выступали противниками радикального эмпиризма
                                                                                                                                                                                                                                                                                    • относились равнодушно к концепции эмпиризма
                                                                                                                                                                                                                                                                                    • были союзниками радикального эмпиризма

                                                                                                                                                                                                                                                                                      • 139. Идеализм, в котором за основу всего существующего принимается мыслящее существо, — это идеализм ...

                                                                                                                                                                                                                                                                                      • Субъективный
                                                                                                                                                                                                                                                                                      • Объективный
                                                                                                                                                                                                                                                                                      • познавательный
                                                                                                                                                                                                                                                                                      • Рационалистический

                                                                                                                                                                                                                                                                                        • 140. Уровень познания, обеспечивающий непосредственную связь ученого с интересующим его объектом реальности, ориентированный на изучение явлений и зависимостей между ними, — это:

                                                                                                                                                                                                                                                                                        • теоретический уровень
                                                                                                                                                                                                                                                                                        • эмпирический уровень
                                                                                                                                                                                                                                                                                        • обыденный уровень
                                                                                                                                                                                                                                                                                        • уровень идеологии

                                                                                                                                                                                                                                                                                          • 141. Теория истины, которая признает в качестве основания истинности знания его согласованность с более общей системой знания, это __________________ теория

                                                                                                                                                                                                                                                                                          • Корреспондентная
                                                                                                                                                                                                                                                                                          • Прагматистская
                                                                                                                                                                                                                                                                                          • монистическая
                                                                                                                                                                                                                                                                                          • Когерентная

                                                                                                                                                                                                                                                                                            • 142. Высшая форма развития научного знания, дающая целостное отображение существенных закономерных связей определенной области действительности, называется:

                                                                                                                                                                                                                                                                                            • эмпирическим законом
                                                                                                                                                                                                                                                                                            • научным фактом
                                                                                                                                                                                                                                                                                            • теорией
                                                                                                                                                                                                                                                                                            • гипотезой

                                                                                                                                                                                                                                                                                              • 143. Рабочая гипотеза — это гипотеза, ...

                                                                                                                                                                                                                                                                                              • упрощающая научные теории
                                                                                                                                                                                                                                                                                              • которая объясняет расхождение фактов с теорией, но не предсказывает новых фактов
                                                                                                                                                                                                                                                                                              • плохо согласующаяся с принятыми научными теориями, но помогающая ориентироваться в новых данных
                                                                                                                                                                                                                                                                                              • оказавшаяся ложной в ходе экспериментов

                                                                                                                                                                                                                                                                                                • 144. Понятие 'эпицикла':

                                                                                                                                                                                                                                                                                                • уточняло геоцентрическую систему Птолемея
                                                                                                                                                                                                                                                                                                • описывало циклические изменения в природе в античной науке
                                                                                                                                                                                                                                                                                                • объясняло повторения в линейной схеме исторического процесса
                                                                                                                                                                                                                                                                                                • характеризует движение развития науки по Куну

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • 145. По мнению В. Степина, наука проходит в своем развитии __________________ этапа(-ов)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • три
                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • четыре
                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • два
                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • шесть

                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • 146. Диссипативные структуры возникают в:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • закрытых системах
                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • системах смешанного типа
                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • открытых системах
                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • открытых и закрытых системах

                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • 147. Создателем историко-эволюционистской концепции развития науки является:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • К. Поппер
                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • Т. Кун
                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • И. Лакатос
                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • Р. Мертон

                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • 148. В развитии сильнонеравновесных и открытых систем с точки зрения синергетики можно выделить фаз:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • две
                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • пять
                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • три
                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • четыре

                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • 149. То, что главная движущая сила развития науки лежит в мотивации индивидуальной деятельности ученого считает:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • Т. Кун
                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • А. Койре
                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • А.Р. Мертон
                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • П. Дюгем