Общее языкознание тест

Билет 1 - Вопрос . Всего 150 вопросов. Правильно: 0. Неправильно: 0.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
Подсказка
Мои просмотры:1




Общее языкознание тест онлайн бесплатно


Написать комментарий


Как к Вам обращаться: Адрес электронной почты: Ваше сообщение:



Общее языкознание тест онлайн бесплатно

    1. Английский язык относится к:

  • флективным синтетическим
  • агглютинативным
  • флективным аналитическим
  • полисинтетическим

    • 2. Э. Сепир все языковые значения разделял на:

    • реляционные и корневые
    • корневые и референциальные
    • корневые, деривационные и референциальные
    • конкретные: корневые, деривационные и реляционные

      • 3. Денотат — это:

      • то же, что лексическое значение слова
      • эмоционально-оценочный компонент в системе лексического значения
      • грамматический компонент лексического значения
      • компонент лексического значения слова, выражающий отношение слова к обозначаемому в речи объекту

        • 4. Расцвет античной филологии связан с:

        • с именами Доната и Присциана
        • александрийской филологической школой
        • с именем Платона
        • с именем Аристотеля

          • 5. Языкознание составляет основу наук

          • филологических
          • гуманитарных
          • естественных
          • социальных

            • 6. Автором первой работы по синтаксису «Синтаксис частей речи» явился:

            • Аполлоний Дискол
            • Дионисий Фракийский
            • Сократ
            • Донат

              • 7. Функционально-семантическое поле — это:

              • совокупность близких семантических категорий
              • совокупность лексических, морфологических и синтаксических средств выражения определенного инварианта значения
              • комплекс морфологических средств выражения семантического инварианта значения
              • синтаксические средства выражения сходных языковых отношений

                • 8. Креольские языки распространены в:

                • Северной Америке
                • Африке, Азии, Америке и Океании
                • Азии
                • Европе

                  • 9. Славянские языки, и в том числе русский язык, относятся к:

                  • полисинтетическим
                  • флективным синтетическим
                  • флективным аналитическим
                  • агглютинативным

                    • 10. Полисемия — это:

                    • однозначность слова
                    • способность слова менять значение в контексте
                    • способность слова вступать в антонимические связи с другими словами
                    • многозначность слова

                      • 11. Пражская фонологическая школа оперирует терминами

                      • аллофон, морфонема, слабая позиция
                      • гиперфонема, архифонема, фонема
                      • аллофон, фонема, нейтрализация, сильная позиция
                      • дифференциальный признак, сильная фонема, слабая фонема, архифонема

                        • 12. Целью структурного метода является:

                        • реконструкция национальной «картины мира»
                        • описание речевых актов
                        • описание происхождения основных грамматических категорий
                        • установление отношений между элементами системы языка

                          • 13. Коммуникативная функция языка заключается в:

                          • назначении служить орудием общения людей
                          • способности служить формой мышления
                          • способности передавать информацию о мире
                          • назначении аккумулировать знания о мире

                            • 14. Основными понятиями психолингвистики являются:

                            • язык, речь, речевая деятельность
                            • речевая деятельность, речевая ситуация, речевое действие, языковая способность
                            • система и структура языка
                            • знак, семантика, синтактика, прагматика

                              • 15. Психолингвистика исследует:

                              • связи языка с другими формами коммуникации
                              • взаимодействие языка и общества
                              • знаковую природу языка
                              • проблемы речеобразования, становления и развития языковой способности

                                • 16. Укажите пару стилистических синонимов:

                                • краткий — короткий
                                • высокий — рослый
                                • пальцы — персты
                                • старый — пожилой

                                  • 17. Тесно связанные логические и языковые категории — это:

                                  • действие и время
                                  • субъект и подлежащее
                                  • количество и множество
                                  • отношение и сказуемое

                                    • 18. Грамматическое значение характеризуется:

                                    • нерегулярностью форм выражения
                                    • отсутствием выражения на формальном уровне
                                    • регулярностью и стандартностью форм выражения
                                    • единичностью формы выражения

                                      • 19. Просторечие — это:

                                      • жаргон
                                      • обиходно-бытовое общение в преимущественно устно-разговорной экспрессивной форме
                                      • сленг
                                      • разговорный вариант литературного языка

                                        • 20. Центральным объектом общего и частного языкознания является:

                                        • синтаксис языка
                                        • фонетика языка
                                        • грамматика языка
                                        • лексика языка

                                          • 21. Выберите однозначное слово:

                                          • глубокий
                                          • длинный
                                          • крохотный
                                          • теплый

                                            • 22. Экстралингвистические обстоятельства общения

                                            • могут воздействовать на речевую структуру высказывания
                                            • опосредованным образом влияют на выбор речевых средств
                                            • не оказывают никакого влияния на выбор речевых средств
                                            • целиком определяют выбор речевых средств и структуру высказывания

                                              • 23. Значение окончаний существительных в русском языке включают:

                                              • одну граммему (падеж)
                                              • две граммемы (число и падеж)
                                              • три граммемы (число, падеж, одушевленность)
                                              • три граммемы (род число падеж)

                                                • 24. Позиционные чередования звуков — это:

                                                • чередования различных звуков в конечном слоге слова
                                                • мена звуков в позиции под ударением
                                                • изменения в фонемном составе слова в зависимости от исторических процессов
                                                • регулярные изменения звука в зависимости от его позиции в слове

                                                  • 25. Значение слова краеугольный является:

                                                  • свободным номинативным
                                                  • конструктивно обусловленным
                                                  • номинативно-производным
                                                  • фразеологически связанным

                                                    • 26. Цель конструктивных методов — это:

                                                    • установление иерархических отношений единиц языка в составе сложной единицы
                                                    • установление значения единицы на основании контекстного окружения
                                                    • построение модели уровня, системы, подсистемы и подъязыка
                                                    • описание функций языка

                                                      • 27. Семантическое поле — это:

                                                      • группа слов, в которую входят слова, одинаково структурно оформленные
                                                      • большая группа слов, объединенных общей архисемой, характеризующаяся близостью значений
                                                      • группа слов, которая объединяет слова одной части речи
                                                      • группа слов, включающие в себя слова-синонимы

                                                        • 28. Единицами морфемного уровня языка являются:

                                                        • корень, приставка, суффикс, окончание
                                                        • фонема, морфема
                                                        • словоформа, словосочетание
                                                        • морф, морфема

                                                          • 29. Предметом структурной типологии является:

                                                          • внутреннее устройство языка
                                                          • синтаксические категории языка
                                                          • фонетические особенности языка
                                                          • семантические категории, выражаемые языком

                                                            • 30. Единицы прагматического уровня структуры языковой личности — это:

                                                            • референция, актуализация, пропозиция, номинация
                                                            • слово, морфема, антоним, согласование, предложение
                                                            • денотат, сигнификат, понятие, фрейм, метафора, наглядный образ
                                                            • пресуппозиция, оценка, прецедентный текст, ключевое слово, сценарий, программы поведения, способы аргументации

                                                              • 31. Сонанты — это:

                                                              • звуки языка, который состоят в основном из тонов
                                                              • звуки, которые всегда являются слогообразующими
                                                              • то же, что и звонкие согласные
                                                              • то же, что и гласные

                                                                • 32. Такие формы деятельности человека, как трудовая, игровая, мыслительная:

                                                                • не могут осуществляться без речевой деятельности
                                                                • никак не связаны с речевой деятельностью
                                                                • могут проходить в форме речевой деятельности
                                                                • всегда осуществляются без участия речевой деятельности

                                                                  • 33. Главная функция языка по отношению к мышлению заключается в:

                                                                  • побуждении человека к размышлениям
                                                                  • выражении мыслей в целях сообщения их окружающим
                                                                  • расчленении информации, т.е. представлении ее виде предметных образов и значений
                                                                  • организации движения мысли в нужном направлении

                                                                    • 34. Дистрибутивный анализ — это:

                                                                    • описание компонентов речевой ситуации
                                                                    • описание грамматических категорий языка
                                                                    • установление родства языков
                                                                    • установление значения единицы на основании контекстного окружения

                                                                      • 35. Лексикология изучает:

                                                                      • способы создания новых слов и выражений
                                                                      • только знаментальные слова
                                                                      • словарный состав языка
                                                                      • правила построения слов в предложении

                                                                        • 36. Важнейшей функцией интонации является:

                                                                        • перцептивная
                                                                        • делимитативная
                                                                        • эмотивная
                                                                        • коммуникативная

                                                                          • 37. Койне — это:

                                                                          • диалект, на основе которого создаются литературные языки
                                                                          • диалект, на котором говорят жители столицы государства
                                                                          • диалект, образовавшийся в результате смешения родственных языков
                                                                          • синтез диалектов какого-либо региона

                                                                            • 38. Лингвистическая прагматика изучает:

                                                                            • правила использования языковых знаков в речи
                                                                            • невербальные коммуникативные системы
                                                                            • связь вербальных и невербальных знаков
                                                                            • правила речевого поведения в обществе

                                                                              • 39. Грамматическое значение падежа в английском языке выражается:

                                                                              • только предлогами
                                                                              • флексией -s, предлогами и синтаксической позицией в предложении
                                                                              • ничем, падежные значения отсутствуют в английском языке
                                                                              • только синтаксической позицией

                                                                                • 40. Фузия — это:

                                                                                • когда одно грамматическое значение выражается сразу несколькими способами
                                                                                • когда одно грамматическое значение всегда выражает один аффикс
                                                                                • совмещение в одном аффиксе нескольких грамматических значений
                                                                                • когда все грамматические значения выражаются знаменательными словами

                                                                                  • 41. В античном мире языкознание являлось частью:

                                                                                  • диалектики
                                                                                  • логики
                                                                                  • истории
                                                                                  • филологии

                                                                                    • 42. Единицами лексико-семантического уровня являются:

                                                                                    • сема, синтаксема, семема
                                                                                    • словоформа, лексема, фразеологизм
                                                                                    • синтагма, парадигма
                                                                                    • словоформа, словосочетание

                                                                                      • 43. Языковая личность владеет

                                                                                      • не только единицами данного языка и правилами оперирования ими, но и культурно-историческим опытом своего народа, свернуто представленном в категориях языка
                                                                                      • не только грамматическими правилами языка, но и всем богатством слов и устойчивых словосочетаний языка
                                                                                      • только единицами данного языка и правилами оперирования ими при построении высказывания, т.е. грамматикой
                                                                                      • только грамматическими правилами языка, правилами построения текста, стилистическими нормами употребления единиц языка

                                                                                        • 44. Жаргон реализуется:

                                                                                        • на лексическом и на грамматическом уровнях языка
                                                                                        • только на лексико-семантическом уровне языка
                                                                                        • только на фонетическом уровне языка
                                                                                        • только на грамматическом уровне языка

                                                                                          • 45. К числу грамматических значений относятся:

                                                                                          • конкретные значения отдельных слов
                                                                                          • абстрактные значения словоформ
                                                                                          • значение конкретного предложения
                                                                                          • значения корневых морфем

                                                                                            • 46. Понятие государственный язык — это:

                                                                                            • то же, что язык межнационального общения
                                                                                            • язык официального общения в государственно-правовых сферах
                                                                                            • то же, что литературный язык
                                                                                            • то же, что национальный язык

                                                                                              • 47. Граммема является:

                                                                                              • единицей плана содержания словоформы
                                                                                              • односторонней единицей языка
                                                                                              • двусторонней единицей языка
                                                                                              • единицей речи

                                                                                                • 48. В английском слове girls конечный согласный произносится звонко, это:

                                                                                                • прогрессивная ассимиляция по глухости-звонкости
                                                                                                • регрессивная ассимиляция по глухости-звонкости
                                                                                                • ассимиляция по способу образования
                                                                                                • ассимиляция по месту образования

                                                                                                  • 49. Билингвизм — это ситуация, когда ...

                                                                                                  • один человек владеет двумя языками
                                                                                                  • в одном государстве используется одновременно два языка
                                                                                                  • на смену одному государственному языку приходит другой государственный язык
                                                                                                  • два языка постоянно контактируют, в результате чего происходит активное смешение языков

                                                                                                    • 50. Выберите пример развития переносного значения по метонимическому типу:

                                                                                                    • красный нос — нос лодки
                                                                                                    • швейная игла — сосновая игла
                                                                                                    • помыть тарелку — съесть тарелку супа
                                                                                                    • горячий лоб — горячее желание

                                                                                                      • 51. Детская речь — это:

                                                                                                      • особое явление, лишь поверхностно связанное с речевой деятельностью
                                                                                                      • самостоятельная деятельность с собственными целями и мотивациями, особым строением
                                                                                                      • то же, что и речь взрослых
                                                                                                      • упрощенная система речи взрослых

                                                                                                        • 52. Семасиология изучает:

                                                                                                        • слова и их значения
                                                                                                        • способы номинации объектов окружающего мира
                                                                                                        • способы выражения в языке различных значений
                                                                                                        • лексико-семантические группы слов

                                                                                                          • 53. К пассивным органам речи относят:

                                                                                                          • легкие, трахею, голосовые связки
                                                                                                          • губы, мягкое нёбо
                                                                                                          • зубы, твердое нёбо, альвеолы
                                                                                                          • среднюю и заднюю часть спинки языка

                                                                                                            • 54. Разделение языкознания на внутреннюю и внешнюю лингвистику было обосновано в трудах

                                                                                                            • Н. Хомского
                                                                                                            • Ш. Балли
                                                                                                            • Ф. де Соссюра
                                                                                                            • Л.В. Щербы

                                                                                                              • 55. К частным функциям языка относятся:

                                                                                                              • фатическая, магическая, номинативная, референциальная
                                                                                                              • фатическая, магическая, кумулятивная, коммуникативная
                                                                                                              • поэтическая, кумулятивная, эмотивная, когнитивная
                                                                                                              • коммуникативная, когнитивная, номинативная, эмотивная

                                                                                                                • 56. Жаргоны используют в речи

                                                                                                                • представители устойчивых социальных групп
                                                                                                                • представители этнических меньшинств
                                                                                                                • лица, не владеющие литературным языком
                                                                                                                • деклассированные элементы

                                                                                                                  • 57. Лексико-семантический вариант — это:

                                                                                                                  • переносное значение слова
                                                                                                                  • одна из словоформ слова
                                                                                                                  • слово, взятое в одном из своих значений
                                                                                                                  • лексема как совокупность словоформ

                                                                                                                    • 58. Из перечисленных слов русского языка, выберите мотивированные номинации:

                                                                                                                    • умница
                                                                                                                    • пенал
                                                                                                                    • свинец
                                                                                                                    • компьютер

                                                                                                                      • 59. Постулат о том, что «глубинные семантические структуры» являются универсальными, так как основаны на «типовых логических отношениях», относится к:

                                                                                                                      • традиционной грамматической теории
                                                                                                                      • функциональной грамматике
                                                                                                                      • трансформационной грамматике
                                                                                                                      • генеративной и универсальной грамматике

                                                                                                                        • 60. Литературный язык противопоставлен:

                                                                                                                        • диалектам, жаргонам, койне и просторечию
                                                                                                                        • только просторечию
                                                                                                                        • только диалектам
                                                                                                                        • разговорной речи

                                                                                                                          • 61. Выберите фразеологическое единство:

                                                                                                                          • кожа да кости
                                                                                                                          • удельный вес
                                                                                                                          • закадычный друг
                                                                                                                          • стереть в порошок

                                                                                                                            • 62. Ассимиляция бывает:

                                                                                                                            • по месту образования, по способу образования, регрессивная, прогрессивная
                                                                                                                            • регулярная и нерегулярная
                                                                                                                            • контактная и неконтактная
                                                                                                                            • позиционная, морфологическая и историческая

                                                                                                                              • 63. В различных языках вербализуются, т.е. выражаются с помощью знаков языка:

                                                                                                                              • универсальные и уникальные концепты, свойственные только данной культуре
                                                                                                                              • всегда равное количество универсальных и уникальных концептов
                                                                                                                              • только универсальные концепты, свойственные всем языкам
                                                                                                                              • только уникальные концепты, свойственные только данной культуре

                                                                                                                                • 64. Когнитивная лингвистика — это наука, изучающая ...

                                                                                                                                • формы познания мира человеком
                                                                                                                                • систему связей между понятиями и значениями
                                                                                                                                • связь языка и мышления, логических и языковых категорий
                                                                                                                                • законы отражения объектов действительности человеческим сознанием

                                                                                                                                  • 65. Морфема является:

                                                                                                                                  • единицей языка и единицей речи
                                                                                                                                  • односторонней единицей языка
                                                                                                                                  • единицей речи
                                                                                                                                  • двусторонней единицей языка

                                                                                                                                    • 66. Психофизиологическая сторона речи изучается:

                                                                                                                                    • психологией
                                                                                                                                    • анатомией и акустикой
                                                                                                                                    • психолингвистикой
                                                                                                                                    • физиологией и нейролингвистикой

                                                                                                                                      • 67. Наиболее известные латинские грамматики — это:

                                                                                                                                      • Публий Теренций Афр и Марк Аврелий
                                                                                                                                      • Марк Порций Каттон и Гай Валерий Катулл
                                                                                                                                      • Марк Теренций Варрон и Элий Донат
                                                                                                                                      • Марк Туллий Цицерон и Гай Юлий Цезарь

                                                                                                                                        • 68. Современное языкознание рассматривает речевую деятельность как:

                                                                                                                                        • самостоятельный вид деятельности, не связанный с другими видами
                                                                                                                                        • разновидность мыслительной деятельности
                                                                                                                                        • разновидность трудовой деятельности
                                                                                                                                        • один из видов деятельности человека, который может быть как самостоятельным, так и входить в состав других видов деятельности

                                                                                                                                          • 69. Пиджин возникает в результате

                                                                                                                                          • массовых межэтнических контактов
                                                                                                                                          • сознательной деятельности человека
                                                                                                                                          • постоянного контактирования английского языка с языками других народов
                                                                                                                                          • в результате исчезновения какого-либо языка для его замены

                                                                                                                                            • 70. Основателями Московской фонологической школы являются:

                                                                                                                                            • Л.В. Щерба, Б.А. Матусевич, Л.В. Бондарко
                                                                                                                                            • И.А. Бодуэн де Куртенэ, Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Реформатский
                                                                                                                                            • Н.А. Трубецкой, Р.О. Якобсон
                                                                                                                                            • А.А. Реформатский, П.С. Кузнецов, В.Н. Сидоров

                                                                                                                                              • 71. Грамматика изучает:

                                                                                                                                              • морфологию и синтаксис
                                                                                                                                              • морфологию, синтаксис и фонетику
                                                                                                                                              • фонетику и лексикологию
                                                                                                                                              • лексикологию и синтаксис

                                                                                                                                                • 72. Ядром функционально-семантического поля темпоральности (времени) является:

                                                                                                                                                • совокупность всех грамматических категорий глагола
                                                                                                                                                • грамматическая категория времени и синтаксическая категория предикативности
                                                                                                                                                • грамматическая категория времени глагола
                                                                                                                                                • грамматическая категория времени и лексемы, входящие в лексико-семантическую группу «время»

                                                                                                                                                  • 73. Основные уровни языковой системы — это:

                                                                                                                                                  • лексический, фразеологический, семантический, грамматический
                                                                                                                                                  • фонетический, фонологический, лексический, фразеологический, грамматический
                                                                                                                                                  • фонетический, лексико-семантический, морфологический
                                                                                                                                                  • фонологический, морфологический, синтаксический

                                                                                                                                                    • 74. Лабиализация является:

                                                                                                                                                    • акустическим свойством звуков
                                                                                                                                                    • одним из видов основной артикуляции у согласных
                                                                                                                                                    • видом основной артикуляции у гласных и дополнительной артикуляции у согласных
                                                                                                                                                    • видом дополнительной артикуляции у гласных

                                                                                                                                                      • 75. Акустическая классификация звуков была разработана:

                                                                                                                                                      • Р.И. Аванесовым и М.В. Пановым
                                                                                                                                                      • Л.В. Бондарко и Л.И. Чистович
                                                                                                                                                      • Г. Фантом, М. Халле и Р. Якобсоном
                                                                                                                                                      • Л.В. Щербой

                                                                                                                                                        • 76. Основателями ленинградской фонологической школы являются:

                                                                                                                                                        • Л.В. Щерба, Л.В. Бондарко, Л.И. Зиндер
                                                                                                                                                        • А.А. Реформатский, П.С. Кузнецов
                                                                                                                                                        • С. Карцевский, Г.А. Ильинский
                                                                                                                                                        • Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон

                                                                                                                                                          • 77. Пиджин — это:

                                                                                                                                                          • один из языков Индии
                                                                                                                                                          • тип языка, не имеющего коллектива исконных носителей
                                                                                                                                                          • один из вариантов английского языка
                                                                                                                                                          • искусственный язык

                                                                                                                                                            • 78. Парадигматические отношения — это:

                                                                                                                                                            • отношения единиц языка одного уровня, основанные на правилах замещения друг друга в одном контексте
                                                                                                                                                            • совокупность единиц речи, представляющих одну единицу языка
                                                                                                                                                            • правила объединения единиц в одну подсистему
                                                                                                                                                            • отношения единиц языка разных уровней, основанные на межуровневой связи

                                                                                                                                                              • 79. Грамматическое значение может выражаться:

                                                                                                                                                              • только служебными словами
                                                                                                                                                              • только окончаниями
                                                                                                                                                              • как любыми морфемами, так и знаменательными и служебными словами
                                                                                                                                                              • только морфемами

                                                                                                                                                                • 80. Будучи основным инструментом общения людей, язык наиболее полно проявляется в:

                                                                                                                                                                • системах, его описывающих
                                                                                                                                                                • речевой деятельности
                                                                                                                                                                • искусственных языках, построенных по определенным моделям
                                                                                                                                                                • тексте

                                                                                                                                                                  • 81. Сигнификат — это:

                                                                                                                                                                  • компонент лексического значения слова, выражающий отношение слова к обозначаемому в речи объекту
                                                                                                                                                                  • эмоционально-оценочный компонент в системе лексического значения
                                                                                                                                                                  • то же, что лексическое значение слова
                                                                                                                                                                  • компонент лексического значения слова, выражающий отношение слова к понятию

                                                                                                                                                                    • 82. Основными артикуляционными признаками согласных звуков являются:

                                                                                                                                                                    • место и способ образования
                                                                                                                                                                    • место образования и степень подъема языка
                                                                                                                                                                    • ряд и подъем
                                                                                                                                                                    • место образования

                                                                                                                                                                      • 83. Сигнификат и денотат — это:

                                                                                                                                                                      • компоненты лексического значения
                                                                                                                                                                      • единицы описания лексики
                                                                                                                                                                      • соотносимые части слова
                                                                                                                                                                      • взаимоисключающие единицы, характеризующие значения слов

                                                                                                                                                                        • 84. Система языка — это:

                                                                                                                                                                        • зависимость одного элемента языка от другого
                                                                                                                                                                        • единство однородных взаимообусловленных элементов в пределах одного яруса (уровня) языка
                                                                                                                                                                        • единство разноуровневых элементов в пределах синтагмы
                                                                                                                                                                        • противопоставление единиц разных уровней

                                                                                                                                                                          • 85. Центральным понятием традиционной формальной грамматики является:

                                                                                                                                                                          • семантическая категория
                                                                                                                                                                          • грамматическая категория, грамматическое значение
                                                                                                                                                                          • функционально-семантическое поле
                                                                                                                                                                          • глубинная семантическая структура

                                                                                                                                                                            • 86. Функциональная грамматика строится по принципу

                                                                                                                                                                            • от языковых значений к форме их выражения
                                                                                                                                                                            • от глубинной структуры к синтаксической форме
                                                                                                                                                                            • от грамматической структуры к ее лексическому наполнению
                                                                                                                                                                            • от грамматической формы к ее значению

                                                                                                                                                                              • 87. Метод непосредственно составляющих (НС-метод) — это:

                                                                                                                                                                              • установление иерархических отношений единиц языка в составе сложной единицы
                                                                                                                                                                              • описание грамматических категорий языка
                                                                                                                                                                              • установление значения единицы на основании контекстного окружения
                                                                                                                                                                              • описание компонентов речевой ситуации

                                                                                                                                                                                • 88. Литературный язык складывается одновременно

                                                                                                                                                                                • с развитием письменности
                                                                                                                                                                                • с развитием средств массовой информации
                                                                                                                                                                                • с развитием литературы
                                                                                                                                                                                • с развитием государственности

                                                                                                                                                                                  • 89. Из приведенных слов образует форму множественного числа в английском языке с помощью внутренней флексии:

                                                                                                                                                                                  • boy
                                                                                                                                                                                  • girl
                                                                                                                                                                                  • man
                                                                                                                                                                                  • rabbit

                                                                                                                                                                                    • 90. В Швейцарии статус государственного имеют:

                                                                                                                                                                                    • 6 языков
                                                                                                                                                                                    • 4 языка
                                                                                                                                                                                    • 2 языка
                                                                                                                                                                                    • 1 язык

                                                                                                                                                                                      • 91. Науками, связанными с языкознанием теснейшим образом, являются:

                                                                                                                                                                                      • психология, физиология, анатомия, акустика
                                                                                                                                                                                      • история, физиология, математика, социология
                                                                                                                                                                                      • этнография, психология, социология, культурология
                                                                                                                                                                                      • этнография, география, естествознание, анатомия

                                                                                                                                                                                        • 92. С коммуникативной функцией наиболее тесно связаны частные функции:

                                                                                                                                                                                        • фатическая, конативная, магическая
                                                                                                                                                                                        • когнитивная, эмотивная, референциальная
                                                                                                                                                                                        • номинативная, референциальная, эмотивная, поэтическая
                                                                                                                                                                                        • референциальная, фатическая, магическая

                                                                                                                                                                                          • 93. Грамматология — это наука, изучающая ...

                                                                                                                                                                                          • основы грамматики языков мира
                                                                                                                                                                                          • древние памятника письменности
                                                                                                                                                                                          • орфографические правила языка
                                                                                                                                                                                          • становление и развитие письма

                                                                                                                                                                                            • 94. К активным органам речи относят:

                                                                                                                                                                                            • зубы, твердое нёбо
                                                                                                                                                                                            • губы, зубы, язык
                                                                                                                                                                                            • легкие, трахею, голосовые связи, ротовую полость
                                                                                                                                                                                            • мягкое нёбо, увулу, губы, язык

                                                                                                                                                                                              • 95. Минимальной единицей, служащей для распознавания значимых единиц языка — морфем, — является:

                                                                                                                                                                                              • слог
                                                                                                                                                                                              • аллофон
                                                                                                                                                                                              • звук
                                                                                                                                                                                              • фонема

                                                                                                                                                                                                • 96. Выберите щелевые согласные:

                                                                                                                                                                                                • r, w, v, n, l
                                                                                                                                                                                                • w, s, l, t, f
                                                                                                                                                                                                • s, z, f, v, w
                                                                                                                                                                                                • b, p, k, g, t, d

                                                                                                                                                                                                  • 97. Естественный билигвизм — это ситуация, когда ...

                                                                                                                                                                                                  • человек имеет способности к изучению второго языка
                                                                                                                                                                                                  • ребенок с детства усваивает два языка
                                                                                                                                                                                                  • человек в ходе обучения усваивает еще один язык
                                                                                                                                                                                                  • в определенном государстве все граждане являются билингвами

                                                                                                                                                                                                    • 98. Важнейшим признаком детской речи является:

                                                                                                                                                                                                    • ситуативность
                                                                                                                                                                                                    • эмоциональность
                                                                                                                                                                                                    • ошибки в образовании слов и форм
                                                                                                                                                                                                    • неточность произношения звуков

                                                                                                                                                                                                      • 99. В наибольшей степени реагирует на социальные изменения в обществе:

                                                                                                                                                                                                      • фонетическая система языка
                                                                                                                                                                                                      • грамматическая система языка
                                                                                                                                                                                                      • синтаксическая система языка
                                                                                                                                                                                                      • лексико-фразеологическая система языка

                                                                                                                                                                                                        • 100. Выберите пару слов, не являющихся конверсивами:

                                                                                                                                                                                                        • владеть — принадлежать
                                                                                                                                                                                                        • брат — сестра
                                                                                                                                                                                                        • сдавать — снимать
                                                                                                                                                                                                        • грязный — черный

                                                                                                                                                                                                          • 101. Отсутствуют аффрикаты в:

                                                                                                                                                                                                          • французском языке
                                                                                                                                                                                                          • польском языке
                                                                                                                                                                                                          • английском языке
                                                                                                                                                                                                          • русском языке

                                                                                                                                                                                                            • 102. Под периферией функционально-семантического поля понимают:

                                                                                                                                                                                                            • совокупность морфологических и синтаксических единиц языка, которые регулярно выражают данное значение
                                                                                                                                                                                                            • единицы лексико-семантического уровня языка, которые в определенных контекстных условиях способствуют выражению данного значения
                                                                                                                                                                                                            • единицы любого уровня языка, которые в числе прочих способны выражать данное значение в определенных контекстных условиях
                                                                                                                                                                                                            • единицы лексико-семантического уровня языка, которые выражают данное значение

                                                                                                                                                                                                              • 103. Языковой личностью называют:

                                                                                                                                                                                                              • любого носителя того или иного языка
                                                                                                                                                                                                              • только человека, который в совершенстве владеет нормами языка и обладает определенными ораторскими способностями
                                                                                                                                                                                                              • не только человека, но и любого носителя текстов (печатное издание, компьютерный диск)
                                                                                                                                                                                                              • только известного писателя

                                                                                                                                                                                                                • 104. Процесс номинации — это:

                                                                                                                                                                                                                • осмысление объекта или ситуации окружающего мира
                                                                                                                                                                                                                • наречение объекта или ситуации окружающего мира
                                                                                                                                                                                                                • употребление в речи имени объекта
                                                                                                                                                                                                                • выделение у объекта действительности характерных признаков

                                                                                                                                                                                                                  • 105. Понятие языковой личности является:

                                                                                                                                                                                                                  • основным понятием когнитивной лингвистики
                                                                                                                                                                                                                  • центральным в современном языкознании
                                                                                                                                                                                                                  • ключевым понятием психолингвистики
                                                                                                                                                                                                                  • одним из понятий социолингвистики

                                                                                                                                                                                                                    • 106. Принципы функционального описания грамматики были сформулированы

                                                                                                                                                                                                                    • В. Матезиусом
                                                                                                                                                                                                                    • Ч. Филлмором
                                                                                                                                                                                                                    • Н. Хомски
                                                                                                                                                                                                                    • В.В. Виноградовым

                                                                                                                                                                                                                      • 107. Звуки, которые состоят из чистых щумов, называются:

                                                                                                                                                                                                                      • согласными
                                                                                                                                                                                                                      • глухими согласными
                                                                                                                                                                                                                      • сонантами
                                                                                                                                                                                                                      • звонкими согласными

                                                                                                                                                                                                                        • 108. Мотивированным называют слово

                                                                                                                                                                                                                        • в переносном значении
                                                                                                                                                                                                                        • в прямом значении
                                                                                                                                                                                                                        • у которого нет внутренней формы
                                                                                                                                                                                                                        • у которого есть внутренняя форма

                                                                                                                                                                                                                          • 109. Функции языка — это:

                                                                                                                                                                                                                          • правила использования языка
                                                                                                                                                                                                                          • способы использования языка
                                                                                                                                                                                                                          • общее представление о роли языка в обществе
                                                                                                                                                                                                                          • роль языка в формировании мышления

                                                                                                                                                                                                                            • 110. Согласно схеме общения Р. Якобсона, на форму высказывания оказывают влияние

                                                                                                                                                                                                                            • язык общения и тема общения
                                                                                                                                                                                                                            • адресант, сообщение, адресат, контекст, контакт, код
                                                                                                                                                                                                                            • адресат, адресант и контекст
                                                                                                                                                                                                                            • адресат и адресант общения

                                                                                                                                                                                                                              • 111. Гештальт-структура, или гештальт — это:

                                                                                                                                                                                                                              • сигнификат в структуре лексического значения
                                                                                                                                                                                                                              • представление, основанное на образе объекта или явления действительного мира
                                                                                                                                                                                                                              • образ в системе художественного мышления
                                                                                                                                                                                                                              • метафорическое осмысление объекта

                                                                                                                                                                                                                                • 112. Речевую ситуацию характеризуют следующие параметры

                                                                                                                                                                                                                                • замысел высказывания, намерение высказывания, состояние говорящего, наличие шумовых помех
                                                                                                                                                                                                                                • модальность текста, протяженность текста, слитность текста
                                                                                                                                                                                                                                • тема общения, логика построения высказывания, выбор правильной интонации высказывания
                                                                                                                                                                                                                                • участники общения, пресуппозиция, условия общения, речевое намерение говорящего и слушающего

                                                                                                                                                                                                                                  • 113. Фонетика — это раздел языкознания, который изучает ...

                                                                                                                                                                                                                                  • акустические особенности звуков речи
                                                                                                                                                                                                                                  • только звуки языка
                                                                                                                                                                                                                                  • только классификацию звуков речи
                                                                                                                                                                                                                                  • звуки речи, звуки языка, правила их употребления в речи

                                                                                                                                                                                                                                    • 114. Единицами речи являются:

                                                                                                                                                                                                                                    • фонема, морфема, лексема
                                                                                                                                                                                                                                    • словоформа, лексема, словосочетание, предложение
                                                                                                                                                                                                                                    • звук, морф, слово, словосочетание
                                                                                                                                                                                                                                    • высказывание, словосочетание, лексема, фонема

                                                                                                                                                                                                                                      • 115. Лексикон — это:

                                                                                                                                                                                                                                      • словарь всех слов какого-либо языка
                                                                                                                                                                                                                                      • словарный запас совокупно с грамматическими правилами
                                                                                                                                                                                                                                      • словарный запас языка
                                                                                                                                                                                                                                      • словарный запас совокупно с ассоциативными и синтаксическими связями слов

                                                                                                                                                                                                                                        • 116. Из перечисленных слов, выберите первообразные номинации:

                                                                                                                                                                                                                                        • хлеборезка
                                                                                                                                                                                                                                        • хлеб
                                                                                                                                                                                                                                        • ночевка
                                                                                                                                                                                                                                        • по-хозяйски

                                                                                                                                                                                                                                          • 117. Выберите фразеологические единицы, соотносимые с наречиями:

                                                                                                                                                                                                                                          • взлететь на воздух
                                                                                                                                                                                                                                          • заклятый враг
                                                                                                                                                                                                                                          • легок на подъем
                                                                                                                                                                                                                                          • как с гуся вода

                                                                                                                                                                                                                                            • 118. Морфемы, с помощью которых создаются формы слова, изучаются в разделах

                                                                                                                                                                                                                                            • морфология
                                                                                                                                                                                                                                            • лексикология
                                                                                                                                                                                                                                            • синтаксис
                                                                                                                                                                                                                                            • словообразование

                                                                                                                                                                                                                                              • 119. Диалект как вариант языка возникает, когда

                                                                                                                                                                                                                                              • на смену родоплеменным отношениям приходят феодальные отношения
                                                                                                                                                                                                                                              • в обществе появляются тенденции к географическому и социальному обособлению
                                                                                                                                                                                                                                              • в обществе возникают тенденции к национальному объединению
                                                                                                                                                                                                                                              • в обществе возникают противоборствующие политические силы

                                                                                                                                                                                                                                                • 120. Частное языкознание изучает:

                                                                                                                                                                                                                                                • вопросы формирования и развития языка
                                                                                                                                                                                                                                                • проблемы связи языка и мышления
                                                                                                                                                                                                                                                • знаковую природу единиц языка
                                                                                                                                                                                                                                                • языковую систему отдельных языков

                                                                                                                                                                                                                                                  • 121. Семантический способ словопроизводства — это:

                                                                                                                                                                                                                                                  • образование нового слова путем аббревиации
                                                                                                                                                                                                                                                  • переход слова в другую часть речи
                                                                                                                                                                                                                                                  • образование нового слова с помощью аффикса
                                                                                                                                                                                                                                                  • появление у слова нового значения

                                                                                                                                                                                                                                                    • 122. Генеративная грамматика является естественным продолжением

                                                                                                                                                                                                                                                    • универсальной грамматики
                                                                                                                                                                                                                                                    • функциональной грамматики
                                                                                                                                                                                                                                                    • трансформационной грамматики
                                                                                                                                                                                                                                                    • таксономической грамматики

                                                                                                                                                                                                                                                      • 123. Выберите слова, не являющиеся антонимами:

                                                                                                                                                                                                                                                      • возникать — исчезать
                                                                                                                                                                                                                                                      • война — мир
                                                                                                                                                                                                                                                      • враг — приятель
                                                                                                                                                                                                                                                      • восторг — уныние

                                                                                                                                                                                                                                                        • 124. Одним из основных понятий генеративной грамматики является:

                                                                                                                                                                                                                                                        • связь семантического и синтаксического уровней
                                                                                                                                                                                                                                                        • глубинная семантическая структура
                                                                                                                                                                                                                                                        • глубинная синтаксическая структура
                                                                                                                                                                                                                                                        • идея универсальности основных синтаксических структур

                                                                                                                                                                                                                                                          • 125. Этнолингвистика изучает:

                                                                                                                                                                                                                                                          • принципы распространения языков мира в геополитическом аспекте
                                                                                                                                                                                                                                                          • язык в его отношении к культуре
                                                                                                                                                                                                                                                          • внутреннее устройство языков мира
                                                                                                                                                                                                                                                          • принципы классификации языков мира

                                                                                                                                                                                                                                                            • 126. Экстралингвистические условия общения изучаются:

                                                                                                                                                                                                                                                            • в стилистике
                                                                                                                                                                                                                                                            • в прагматике
                                                                                                                                                                                                                                                            • в теории речевых актов
                                                                                                                                                                                                                                                            • в социолингвистике

                                                                                                                                                                                                                                                              • 127. В русском слове летчик [л’oч’ик] представлена:

                                                                                                                                                                                                                                                              • регрессивная ассимиляция по способу и месту образования
                                                                                                                                                                                                                                                              • прогрессивная ассимиляция по способу образования
                                                                                                                                                                                                                                                              • диссимиляция
                                                                                                                                                                                                                                                              • прогрессивная ассимиляция по месту образования

                                                                                                                                                                                                                                                                • 128. В истории языкознания впервые заговорили о разграничении языка и речи:

                                                                                                                                                                                                                                                                • И.А. Бодуэн де Куртенэ и Ф. де Соссюр
                                                                                                                                                                                                                                                                • Н. Хомски и Ч. Остгуд
                                                                                                                                                                                                                                                                • А. Мейе и Э. Бенвенист
                                                                                                                                                                                                                                                                • М.В. Ломоносов и А.Х. Востоков

                                                                                                                                                                                                                                                                  • 129. Для изолирующих языков характерно:

                                                                                                                                                                                                                                                                  • отсутствие словоизменения и значимость синтаксической позиции
                                                                                                                                                                                                                                                                  • агглютинация
                                                                                                                                                                                                                                                                  • сингармонизм
                                                                                                                                                                                                                                                                  • фузия

                                                                                                                                                                                                                                                                    • 130. Когнитивная функция языка заключается в:

                                                                                                                                                                                                                                                                    • способности воздействовать на собеседника
                                                                                                                                                                                                                                                                    • назначении служить средством познания окружающего мира, выражать деятельность сознания
                                                                                                                                                                                                                                                                    • способности сохранять знания об окружающем мире
                                                                                                                                                                                                                                                                    • способности выражать эмоции и переживания

                                                                                                                                                                                                                                                                      • 131. Коннотация — это:

                                                                                                                                                                                                                                                                      • эмоционально-оценочный компонент в системе лексического значения
                                                                                                                                                                                                                                                                      • комплекс эмоционально-оценочных значений в структуре лексического значения
                                                                                                                                                                                                                                                                      • то же, что лексическое значение слова
                                                                                                                                                                                                                                                                      • компонент лексического значения слова, выражающий отношение слова к обозначаемому в речи объекту

                                                                                                                                                                                                                                                                        • 132. Спектрография — это:

                                                                                                                                                                                                                                                                        • экспериментальный способ изучения перцептивных возможностей звуков речи
                                                                                                                                                                                                                                                                        • экспериментальный способ изучения артикуляционных характеристик звуков речи
                                                                                                                                                                                                                                                                        • экспериментальный способ изучения акустических характеристик звуков речи
                                                                                                                                                                                                                                                                        • раздел акустики, изучающий тембр звука

                                                                                                                                                                                                                                                                          • 133. Ребенок овладевает родным языком

                                                                                                                                                                                                                                                                          • в процессе предметной и игровой деятельности, в общении с взрослыми
                                                                                                                                                                                                                                                                          • в ходе специальных занятий с преподавателем
                                                                                                                                                                                                                                                                          • самостоятельно, слушая и анализируя речь взрослых
                                                                                                                                                                                                                                                                          • сразу, так как знание языка является врожденным

                                                                                                                                                                                                                                                                            • 134. Парадигма — это:

                                                                                                                                                                                                                                                                            • связь в речевой цепи единиц одного уровня языка
                                                                                                                                                                                                                                                                            • изоморфическая связь единиц разных уровней
                                                                                                                                                                                                                                                                            • системная связь единиц разных уровней языка
                                                                                                                                                                                                                                                                            • системная связь единиц одного уровня языка

                                                                                                                                                                                                                                                                              • 135. Динамическое ударение характеризуется:

                                                                                                                                                                                                                                                                              • восходящим тоном при произнесении звука
                                                                                                                                                                                                                                                                              • силой произнесения звука
                                                                                                                                                                                                                                                                              • нисходящим тоном при произнесении звука
                                                                                                                                                                                                                                                                              • долготой произнесения звука

                                                                                                                                                                                                                                                                                • 136. Для флективных языков характерна:

                                                                                                                                                                                                                                                                                • агглютинация
                                                                                                                                                                                                                                                                                • фузия и омосемия
                                                                                                                                                                                                                                                                                • только омосемия
                                                                                                                                                                                                                                                                                • только фузия

                                                                                                                                                                                                                                                                                  • 137. Первоначально как самостоятельная часть речи оформляется:

                                                                                                                                                                                                                                                                                  • глагол
                                                                                                                                                                                                                                                                                  • существительное
                                                                                                                                                                                                                                                                                  • прилагательное
                                                                                                                                                                                                                                                                                  • наречие

                                                                                                                                                                                                                                                                                    • 138. Понятие «национальный язык» является:

                                                                                                                                                                                                                                                                                    • культурологическим
                                                                                                                                                                                                                                                                                    • социально-историческим
                                                                                                                                                                                                                                                                                    • психолингвистическим
                                                                                                                                                                                                                                                                                    • лингвистическим

                                                                                                                                                                                                                                                                                      • 139. Под реляционными значениями (по Э. Сепиру) следует понимать значения

                                                                                                                                                                                                                                                                                      • любые деривационные
                                                                                                                                                                                                                                                                                      • корневые
                                                                                                                                                                                                                                                                                      • словообразовательные
                                                                                                                                                                                                                                                                                      • грамматические и синтаксические

                                                                                                                                                                                                                                                                                        • 140. Первая лингвистическая модель общения была разработана:

                                                                                                                                                                                                                                                                                        • Ф. де Соссюром
                                                                                                                                                                                                                                                                                        • Н. Хомски
                                                                                                                                                                                                                                                                                        • Р. Якобсоном
                                                                                                                                                                                                                                                                                        • Ч. Остгудом

                                                                                                                                                                                                                                                                                          • 141. Под пресуппозицией, т.е. общностью знаний учащихся, обычно понимают:

                                                                                                                                                                                                                                                                                          • одинаковый уровень владения одним языком
                                                                                                                                                                                                                                                                                          • равный социальный статус и уровень владения языком
                                                                                                                                                                                                                                                                                          • наличие общих психологических черт, сходство в образе жизни и профессиональной деятельности
                                                                                                                                                                                                                                                                                          • наличие общего коммуникативного и социального опыта, сходство в деятельности по присвоению элементов национальной культуры

                                                                                                                                                                                                                                                                                            • 142. С точки зрения физиологии образование и восприятие речи относятся к:

                                                                                                                                                                                                                                                                                            • физиологической деятельности организма, протекающей в его клетках
                                                                                                                                                                                                                                                                                            • высшей нервной деятельности, центры которой находятся в коре головного мозга
                                                                                                                                                                                                                                                                                            • первичной сигнальной системе
                                                                                                                                                                                                                                                                                            • врожденным способностям человеческого организма

                                                                                                                                                                                                                                                                                              • 143. Современная фонетика различает в звуке речи следующие аспекты

                                                                                                                                                                                                                                                                                              • артикуляционный и акустический
                                                                                                                                                                                                                                                                                              • функциональный, артикуляционный, акустический и перцептивный
                                                                                                                                                                                                                                                                                              • функциональный и семантический
                                                                                                                                                                                                                                                                                              • фонационный и дистрибутивный

                                                                                                                                                                                                                                                                                                • 144. Палатография — это:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                • раздел языкознания, изучающий правила обозначения звуков на письме
                                                                                                                                                                                                                                                                                                • экспериментальный способ изучения артикуляционных характеристик звуков речи
                                                                                                                                                                                                                                                                                                • раздел фонетики, изучающий акустические свойства звуков
                                                                                                                                                                                                                                                                                                • наука, изучающая физиологию речи

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • 145. К вербально-грамматическому уровню относятся единицы, традиционно используемые при описании:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • лексического и грамматического строя языка
                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • только синтаксиса языка
                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • стилистических норм языка
                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • только лексики и фразеологии языка

                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • 146. В системе лингвистических знаний язык противопоставлен:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • мысли
                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • другим семиотическим системам
                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • деятельности
                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • речи

                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • 147. Логические и языковые категории, между которыми нет прямой связи — это:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • качество и имя прилагательное
                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • предмет и имя существительное
                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • количество и число
                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • время действия и место действия

                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • 148. У истоков трансформационной и порождающей грамматик стоял

                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • французский ученый Ш. Балли
                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • швейцарский ученый Ф. де Соссюр
                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • чешский ученый В. Матезиус
                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • американский ученый Н. Хомски

                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • 149. Сигнификативная функция фонемы — это:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • опознавательная
                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • смыслоразличительная
                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • кульминативная
                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • разграничительная

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            • 150. Человек, который использует два языка при диглоссии

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            • монолингв
                                                                                                                                                                                                                                                                                                            • билингв
                                                                                                                                                                                                                                                                                                            • полилингв
                                                                                                                                                                                                                                                                                                            • диглосс