| История русской философии тест онлайн бесплатно | 
| 
 | 
| |  |  | П.И. Новгородцев, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.А. Алексеев (Аскольдов), С.Л. Франк |  | Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, А.С. Изгоев, П.Б. Струве, С.Л. Франк, С.А. Аскольдов (Алексеев), В.И. Иванов, С.А. Котляревский, В.Н. Муравьев, П.И. Новгородцев, И.А. Покровский |  | Ю.В. Ключников, Н.В. Устрялов, С.С. Лукьянов, А.В. Бобрищев-Пушкин, С.С. Чахотин, Ю.Н. Потехин |  | Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.О. Гершензон, А.С. Изгоев, Б.А. Кистяковский, П.Б. Струве, С.Л. Франк | 
 
 | 
| |  |  | аристократия |  | конституционная монархия |  | демократия |  | самодержавная монархия | 
 
 | 
| |  |  | Н.О. Лосский |  | Я.Н. Колубовский |  | С.Л. Франк |  | В.В. Зеньковский | 
 
 | 
| 
 | 
| |  |  | сверхнаучным интуитивным характером |  | специфическим подходом к мировым проблемам, особым способом их переживания |  | всемирно-историческим значением |  | диалектическим развитием | 
 
 | 
| |  |  | знания с глупостью |  | классов |  | интересов |  | идей и мотивов | 
 
 | 
| |  |  | выработать целостную систему христианской мысли |  | обратить основное внимание на сохранение и приумножение духовной культуры и преодолеть с этой целью партийную непримиримость и идеологический фанатизм |  | борьбы с секуляризмом, с безрелигиозной и антирелигиозной философией нового времени |  | непротиворечивость веры разуму и позитивной науке | 
 
 | 
| |  |  | понятие вечности и сверхвременности |  | линейное понимание времени: от творения до Страшного суда |  | идея вечного круговорота |  | динамическая концепция времени | 
 
 | 
| |  |  | исторически свойственное отечественной цивилизации синтетическое понятие, которое вбирает в себя смысл истины и справедливости, правого социального порядка и праведности в личной жизни |  | в христианском вероучении предстоящее в конце времен окончательное воздаяние в виде суда вторично пришедшего Иисуса Христа над всеми когда-либо жившими людьми |  | философское учение, в соответствии с которым сознание внутренне связано с бытием и основывается на нем |  | мировоззренческий комплекс дохристианских представлений, составляющий основу религиозных культов, обрядности, ритуальных правил и предписаний, регулировавших сакральную и бытовую сторону жизни | 
 
 | 
| |  |  | народа |  | общества |  | государства |  | характера | 
 
 | 
| |  |  | Ф.М. Достоевский |  | К.Н. Леонтьев |  | Н.Н. Страхов |  | Н.В. Гоголь | 
 
 | 
| 
 | 
| |  |  | фактор, характеризующий важную роль государства России в истории отечественной цивилизации, в развитии сбалансированных отношений с иными цивилизациями |  | философское понятие, выражающее органическое единство универсального мирового бытия, взаимопроникнутость и раздельность образующих его частей, их тождественность друг другу и целому при качественной специфичности и индивидуальности |  | фактор, регулирующий развитие личности и социальных групп на основе гармоничного сочетания свободы и единства, творчества и ответственности |  | фактор развития крупных государственных образований (Рима, Византии, России), испытывающих влияние культур народов Востока и Запада | 
 
 | 
| |  |  | «диалектический материализмом» |  | «исторический материализмом» |  | «антропологический материализмом» |  | «экономическим материализмом» | 
 
 | 
| |  |  | М.Г. Павлов |  | Д.М. Велланский |  | Я.П. Козельский |  | Д.С. Аничков | 
 
 | 
| |  |  | гипотезы |  | теории |  | знания |  | теоремы | 
 
 | 
| |  |  | история не имеет цели и смысла |  | история общества есть история непрерывной классовой борьбы |  | целью исторического развития должно стать восстановление утраченного баланса человека и природы |  | в своем историческом развитии общество проходит те же стадии духовного развития, что и отдельный человек | 
 
 | 
| |  |  | эоизма |  | нционализма |  | аорализма |  | пагматизма | 
 
 | 
| |  |  | Митрополит Илларион |  | Инок Филофей |  | Нил Сорский |  | Иосиф Волоцкий | 
 
 | 
| |  |  | создании мощного государства, которое не только смогло бы противостоять внешним геополитическим вызовам, но и модернизировать российскую экономику и победить коррупцию |  | создании политической свободы и в освоении духовного наследия России при одновременном сохранении европейского измерения ее духовности; кроме того, необходимо пробуждение национального самосознания народа, которое должны стимулировать и государство, и церковь |  | создании национального русского государства, опирающегося на традиции православия |  | воспитании устойчивого правосознания, на основе которого можно созидать здоровый государственный и социальный строй | 
 
 | 
| |  |  | В.С. Соловьев |  | А.С. Хомяков |  | Ю.Ф. Самарин |  | П.Я. Чаадаев | 
 
 | 
| |  |  | металогическим бытием |  | ноосферой |  | логосом |  | софией | 
 
 | 
| |  |  | Н.Я. Данилевский |  | К.Н. Леонтьев |  | Н.В. Гоголь |  | Н.Н. Страхов | 
 
 | 
| |  |  | Максим Грек |  | Иоанникий Лихуд |  | митрополит Иларион |  | Филофей | 
 
 | 
| |  |  | А.Ф. Лосев |  | П.А. Флоренский |  | В.И. Ленин |  | Г.Г. Шпет | 
 
 | 
| |  |  | деизм |  | политеизм |  | пантеизм |  | томизм | 
 
 | 
| |  |  | позволяет обнаружить и обосновать необходимый для личности общественный идеал |  | стремится осмыслить человека как целостное существо, таким, каков он есть, со всеми его скорбями и желаниями |  | гарантирует недопущение искажений субъектом познания объективных показаний предмета или события |  | призван установить степень и характер влияния субъективного на объективное | 
 
 | 
| 
 | 
| |  |  | иерархизации |  | координации |  | хаотизации |  | субординации | 
 
 | 
| |  |  | И.В. Киреевский |  | П.Д. Юркевич |  | А.С. Хомяков |  | Н.Ф. Федоров | 
 
 | 
| |  |  | государства |  | общества |  | культуры |  | цивилизации | 
 
 | 
| |  |  | волюнтаризм |  | метафизика |  | телеология |  | рационализм | 
 
 | 
| |  |  | Н.М. Муравьев |  | Д.В. Веневитинов |  | П.И. Пестель |  | И.Д. Якушкин | 
 
 | 
| |  |  | теургия |  | интенция |  | панлогизм |  | интуитивизм | 
 
 | 
| |  |  | разум и вера не только разнонаправлены, но в принципе несовместимы |  | все бытие состоит из трех уровней: макросом или Вселенная; микрокосм и символическая реальность, сопрягающая воедино макрокосм и микрокосм |  | реальность бытия — разная на поверхности и в глубине |  | путь к углубленному созерцанию бытия должен быть найден, прежде всего, в отношении к самому себе | 
 
 | 
| |  |  | обосновано |  | неопровержимо |  | принято |  | проверено | 
 
 | 
| 
 | 
| |  |  | мистическая эволюция |  | духовная жизнь |  | сущность познания |  | основа мироздания | 
 
 | 
| |  |  | С.Н. Булгаков |  | Н.А. Бердяев |  | Н.О. Лосский |  | В.В. Зеньковский | 
 
 | 
| |  |  | «Абстракция необходима потому, что наше участие в абсолютном сознании несовершенно и неполно. Абстракция в познании является только средством и промежуточным звеном для установления конкретного единства сущего. Без абстракции мы не могли бы избавиться от субъективного и случайного в классификации непосредственных данных опыта и восстановить их абсолютный синтез, т.е. необходимый и объективный порядок, обусловливающий истину» |  | «Наше познание возможно лишь благодаря нашему участию в абсолютном сознании, благодаря тому, что человеческое и абсолютное мышление, отличаясь друг от друга, одновременно составляют одно неделимое целое» |  | «Нет абсолютной истины, но есть только истина для человека, что критерий истины следует искать в удовлетворении познавательных потребностей человеческой природы» |  | «Необходимо разграничение естественного и мистического знания (первое имеет дело с природными вещами и искусственно созданными предметами, а второе — с вечными божественными идеями)» | 
 
 | 
| |  |  | Н.В. Станкевич |  | А.И. Герцен |  | Т.Н. Грановский |  | Н.Г. Чернышевский | 
 
 | 
| |  |  | противоречивость |  | несовместимость |  | относительность |  | взаимозависимость | 
 
 | 
| |  |  | XI-XIII вв |  | V-XV вв |  | XI-XVII вв |  | XIII-XV вв | 
 
 | 
| |  |  | заявляет о заимствованном характере русской философии |  | подчеркивает самобытный характер русской философии |  | говорит о необходимости донести до общеевропейской науки философское наследие древнерусских мыслителей в чистоте и неизменности |  | призывает освоить и творчески использовать положительный опыт нашего народа | 
 
 | 
| |  |  | Востока |  | Ближнего Востока |  | Евразии |  | Запада | 
 
 | 
| |  |  | В.Н. Татищева |  | митрополита Платона |  | Г. Конисского |  | А.Д. Кантемира | 
 
 | 
| |  |  | Я.П. Козельский |  | М.Г. Павлов |  | Д.С. Аничков |  | Д.М. Велланский | 
 
 | 
| |  |  | языческий |  | антихристианский |  | неоязыческий |  | христианский | 
 
 | 
| |  |  | выработке целостной системы христианской мысли |  | свободной встрече с христианским Западом и его проблематикой, на которую православие должно дать ответы из глубины своего опыта |  | конфессиональной самоизоляции и замкнутости |  | экуменическом движении | 
 
 | 
| 
 | 
| |  |  | Н.Ф. Федоров |  | А.И. Герцен |  | Н.А. Бердяев |  | В.С. Соловьев | 
 
 | 
| |  |  | А. Белобоцкий |  | С. Денисов |  | С. Лихуд |  | И. Лихуд | 
 
 | 
| |  |  | интенциональных |  | имманентных |  | интуиционных |  | координацинных | 
 
 | 
| |  |  | К.Н. Леонтьев |  | Н.Я. Данилевский |  | Н.В. Гоголь |  | Н.Н. Страхов | 
 
 | 
| |  |  | страдания |  | развития |  | смерти |  | жизни | 
 
 | 
| |  |  | И.А. Ильин |  | Н.О. Лосский |  | С.Н. Булгаков |  | С.Л. Франк | 
 
 | 
| |  |  | ощущение есть первичная, элементарная форма отражения предмета в сознании и единственный источник нашего знания |  | представляя собой образ, снимок явлений материальной действительности, ощущение по своему содержанию объективно. Но отражение предмета в ощущении — в отличие от зеркала — представляет собой субъективный образ объективной действительности. Субъективность этого образа состоит в том, что степень правильности, точности отражения предмета зависит не от объекта, а от субъекта: внутреннее субъективное состояние человека, его личные особенности, его жизненный опыт накладывают свой отпечаток на даваемый чувствами образ |  | нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах |  | ощущение осуществляет непосредственную связь сознания с внешним миром и связано с превращением энергии из одной формы в другую, с переходом от одной формы движения к другой | 
 
 | 
| |  |  | платоновский тезис о трехчастной природе души |  | противопоставление духовного бытия телесному |  | органическая связь духовного и телесного начал в человеке |  | по творению можно познать Творца | 
 
 | 
| |  |  | Я.П. Козельский |  | С.Е. Десницкий |  | Д.М. Велланский |  | Д.С. Аничков | 
 
 | 
| 
 | 
| |  |  | мертвец |  | слепец |  | глупец |  | подлец | 
 
 | 
| 
 | 
| 
 | 
| |  |  | Г.В. Флоровский |  | А.Ф. Лосев |  | Г.В. Вернадский |  | Н.С. Трубецкой | 
 
 | 
| |  |  | поступок воспринимался славянами как ответственное действие |  | в представлении древних славян судьба человека и его свобода взаимосвязаны |  | человек обладает возможностью некоторого управления своей судьбой посредством волевого и целенаправленного поступка-выбора |  | человек не властен над своей судьбой | 
 
 | 
| |  |  | Митрополит Иларион |  | Кирилл Туровский |  | Софоний Рязанец |  | Климент Смолятич | 
 
 | 
| |  |  | откровение |  | прозрение |  | чудо |  | вдохновение | 
 
 | 
| |  |  | Западом |  | ни Западом, ни Востоком |  | и Западом, и Востоком |  | Востоком | 
 
 | 
| |  |  | истинной веры |  | просвещения |  | либерализма |  | гуманизма | 
 
 | 
| |  |  | сенсуализм |  | агностицизм |  | эмпиризм и позитивизм |  | рационализм и скептицизм | 
 
 | 
| |  |  | вечности |  | физики |  | пространства |  | метафизики | 
 
 | 
| |  |  | единства и многообразия божественности |  | наличия пространственно-временных факторов в сотворенном мире |  | взаимосвязи духовных и материальных уровней мироздания |  | креационизма | 
 
 | 
| |  |  | интеллектуальная элита западных провинций Российской империи |  | адепты вовлечения России в культурную сферу Запада для обогащения достижений собственной цивилизации |  | приверженцы особого пути России в истории, который обусловлен религиозностью ее народа, общинным характером его собственности и быта, стремлением к нравственным ценностям |  | сторонники западного пути развития России в истории, опирающиеся на идеи позитивизма, вовлеченности России в западную культуру | 
 
 | 
| 
 | 
| |  |  | «Человек есть та точка опоры, посредством которой изучается весь остальной мир, более того, все в мире должно служить человеку, удовлетворять его материальным и умственным потребностям» |  | «Высший путь хозяйственной свободы проходит через духовно-нравственное преобразование человеческой природы» |  | «История человечества делится на две эпохи: «естественного состояния» и «гражданского общества». При этом «естественная» жизнь, состоящая в удовлетворении всех потребностей человеческой природы, находящейся в гармонии и соответствии с жизнью всей остальной природы, является целью существования человека» |  | «Одной из важнейших целей общества является распределение пищи. Тем не менее «пищевые условия» не объясняют всю историю; в число полезных для человека потребностей входят также «потребности головы и сердца» (то есть потребности культуры) и «житейские политические дела», особенно вопросы политического и правового строя» | 
 
 | 
| |  |  | идололатрией |  | идеолатрией |  | панэтизмом |  | супраморализмом | 
 
 | 
| |  |  | Филофея |  | Кирилла Туровского |  | Иосифа Волоцкого |  | Феодосия Печерского | 
 
 | 
| |  |  | Бога и Вселенной |  | человека и Церкви |  | Бога и человека |  | Вселенной и человека | 
 
 | 
| |  |  | христианство |  | евангельские притчи |  | жизнь героев античного романа |  | жизнь отдельно взятого человека, его возрастные, физические и духовные изменения | 
 
 | 
| |  |  | интуицией |  | целостностью |  | ценностью |  | Ииенцией | 
 
 | 
| |  |  | теизм |  | монотеизм |  | пантеизм |  | деизм | 
 
 | 
| |  |  | ноуменальное |  | координационное |  | дискурсивное |  | интенциональное | 
 
 | 
| |  |  | Социализм |  | Материализм |  | Позитивизм |  | Марксизм | 
 
 | 
| |  |  | Н.А. Бердяев |  | С.Л. Франк |  | В.В. Зеньковский |  | Н.О. Лосский | 
 
 | 
| |  |  | совокупность духовных и материальных достижений общества, отражающих особенности и уровень его исторического развития |  | система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентиры |  | исторически свойственное отечественной цивилизации синтетическое понятие, которое вбирает в себя смысл теоретической истины и нравственной справедливости, правого социального порядка и праведности в личной жизни |  | совокупность объективно-исторических условий общественного развития, характеризующихся устойчивостью и самовоспроизводством в традиционных преемственных формах | 
 
 | 
| 
 | 
| 
 | 
| |  |  | В.В. Зеньковский |  | С.Н. Булгаков |  | И.А. Ильин |  | Н.А. Бердяев | 
 
 | 
| |  |  | парламентаризм |  | республика |  | община |  | демократия | 
 
 | 
| |  |  | Н.О. Лосский |  | В.В. Розанов |  | С.Л. Франк |  | Г.Г. Шпет | 
 
 | 
| 
 | 
| |  |  | софиология |  | всеединство |  | исихазм |  | космизм | 
 
 | 
| |  |  | богословская дисциплина, занимающаяся истолкованием религиозных текстов, прежде всего текстов Библии |  | учение о Софии Премудрости Божией русских религиозных философов, вобравшее в себя элементы церковного предания и европейской мистики |  | вид церковной литературы, жития (жизнеописания) святых |  | учение о внутренней духовной сосредоточенности | 
 
 | 
| |  |  | Н.Я. Данилевский |  | К.Н. Леонтьев |  | Н.В. Гоголь |  | Н.Н. Страхов | 
 
 | 
| |  |  | П.Д. Юркевич |  | А.С. Хомяков |  | Н.Ф. Федоров |  | И.В. Киреевский | 
 
 | 
| |  |  | фактор, регулирующий развитие личности и социальных групп на основе гармоничного сочетания свободы и единства, творчества и ответственности |  | фактор развития крупных государственных образований (Рима, Византии, России), испытывающих влияние культур народов Востока и Запада |  | фактор, характеризующий важную роль государства России в истории отечественной цивилизации, в развитии сбалансированных отношений с иными цивилизациями |  | философское понятие, выражающее органическое единство универсального мирового бытия, взаимопроникнутость и раздельность образующих его частей, их тождественность друг другу и целому при качественной специфичности и индивидуальности | 
 
 | 
| 
 | 
| |  |  | супраморализм |  | панморализм |  | панэтизм |  | панлогизм | 
 
 | 
| |  |  | теология |  | риторика |  | апологетика |  | схоластика | 
 
 | 
| |  |  | мистической утопией |  | результатом непонимания общественной природы власти |  | проявлением Церковного сервилизма |  | выражением мистико-эсхатологического понимания истории | 
 
 | 
| 
 | 
| |  |  | Филофей |  | Василий Великий |  | Иоанн Грозный |  | Сильвестр | 
 
 | 
| |  |  | мистицизм |  | телеологизм |  | магизм |  | монизм | 
 
 | 
| |  |  | Византии |  | Болгарии |  | Сербии |  | Хазарии | 
 
 | 
| |  |  | Лихуды |  | Безобразовы |  | Денисовы |  | Соловьевы | 
 
 | 
| |  |  | В.В. Зеньковский |  | И.А. Ильин |  | Н.О. Лосский |  | С.Н. Булгаков | 
 
 | 
| |  |  | поддерживать баланс между Западом и Востоком |  | послужить мостом между Западом и Востоком |  | примирить Запад и Восток |  | синтезировать положительные стороны Запада и Востока | 
 
 | 
| |  |  | душа человека от рождения — «чистая доска» |  | мышление основывается на чувственных данных, а разум делает чувства человека изощреннее и тоньше |  | разум является единственным источником наших научных знаний о мире |  | мышление человека связано с его возрастным развитием | 
 
 | 
| |  |  | самоуправление, административная независимость православных |  | богословская дисциплина, занимающаяся истолкованием религиозных текстов, прежде всего текстов Библии |  | вид церковной литературы, жития (жизнеописания) святых |  | учение о внутренней духовной сосредоточенности | 
 
 | 
| |  |  | динамическую |  | релятивистскую |  | координационную |  | интуиционную | 
 
 | 
| |  |  | Ф. Прокопович |  | М.М. Щербатов |  | А.Д. Кантемир |  | В.Н. Татищев | 
 
 | 
| |  |  | В.Н. Татищев |  | Д.С. Аничков |  | Я.П. Козельский |  | Г. Конисский | 
 
 | 
| |  |  | к процессу познания надо подходить диалектически, т.е. не предполагать наши знания данными в готовом виде, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным, более точным |  | процесс познания имеет диалогическую природу |  | мир познаваем, в нем нет принципиально непознаваемых вещей, а есть лишь вещи, еще не познанные; причем никакой принципиальной разницы между вещами познанными и вещами еще не познанными не существует |  | существуют вещи независимо от нашего сознания, от наших ощущений | 
 
 | 
| |  |  | эволюционизм |  | онтология |  | эпистемология |  | гносеология | 
 
 | 
| |  |  | П.Д. Юркевич |  | Н.Ф. Федоров |  | И.В. Киреевский |  | А.С. Хомяков | 
 
 | 
| 
 | 
| |  |  | независимость от государства |  | явление через пышность славы Божией |  | социальное служение церкви |  | подражание византийским образцам | 
 
 | 
| |  |  | совокупность объективно-исторических условий общественного развития, характеризующихся устойчивостью и самовоспроизводством в традиционных преемственных формах |  | совокупность духовных и материальных достижений общества, отражающих особенности и уровень его исторического развития |  | система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентиры |  | специфическое мировосприятие и мироощущение, утверждающее внутреннее органическое единство бытия и рассматривающее все происходящее на Земле в тесном единстве с космическими процессами | 
 
 | 
| |  |  | Протопоп Аввакум |  | Симеон Полоцкий |  | Никита Пустосвят |  | Боярыня Морозова | 
 
 | 
| |  |  | Н.О. Лосский |  | В.В. Зеньковский |  | Я.Н. Колубовский |  | С.Л. Франк | 
 
 | 
| |  |  | утверждает относительную самостоятельность мира |  | лишает мир онтологической значимости |  | отрицает автономность мира |  | фактически становится на атеистические позиции | 
 
 | 
| |  |  | скептицизм |  | эмпиризм |  | релятивизм |  | эмпириокритицизм | 
 
 | 
| |  |  | диалектикой |  | метафизикой |  | атеизмом |  | креационизмом | 
 
 | 
| |  |  | космизмом |  | всеединством |  | соборностью |  | византизмом | 
 
 | 
| |  |  | Вассиан Патрикеев |  | Иосиф Волоцкий |  | Максим Грек |  | Артемий Троицкий | 
 
 | 
| |  |  | Паисий Величковский |  | Георгий Конисский |  | Феофан Прокопович |  | Тихон Задонский | 
 
 | 
| |  |  | А.Л. Чижевский |  | В.И. Вернадский |  | Н.Ф. Федоров |  | К.Э. Циолковский | 
 
 | 
| |  |  | христианский характер миросозерцания |  | появление понятийной формы, свойственной философской мысли Запада |  | появление социально-философской мысли |  | появление философских запросов | 
 
 | 
| 
 | 
| |  |  | воля |  | совесть |  | ответственность |  | разум | 
 
 | 
| 
 | 
| |  |  | Ф.М. Достоевский |  | К.Н. Леонтьев |  | Н.Н. Страхов |  | Н.В. Гоголь | 
 
 | 
| |  |  | П.А. Флоренский |  | Г.П. Федотов |  | Г.В. Флоровский |  | С.Н. Булгаков | 
 
 | 
| |  |  | исторически свойственное отечественной цивилизации синтетическое понятие, которое вбирает в себя смысл истины и справедливости, правого социального порядка и праведности в личной жизни |  | фактор, регулирующий развитие личности и социальных групп на основе гармоничного сочетания свободы и единства, творчества и ответственности |  | фактор развития крупных государственных образований (Рима, Византии, России), испытывающих влияние культур народов Востока и Запада |  | фактор, характеризующий важную роль государства России в истории отечественной цивилизации, в развитии сбалансированных отношений с иными цивилизациями | 
 
 |